Главная > Тенденции & прогнозы > Антиглобалистское движение в странах Европейского Союза на примере Франции, Великобритании и Германии*1

Антиглобалистское движение в странах Европейского Союза на примере Франции, Великобритании и Германии*1

image_pdfimage_print

Антиглобализм представляет собой сложный феномен современной общественной жизни. Рассмотреть его во всех проявлениях довольно трудно, поскольку это – не только пестрая мозаика движений и организаций, но и целый спектр идеологических предпосылок. Неоднородность, нередко противоречивость и динамизм движения антиглобалистов представляет определенную сложность для его изучения. Очевидно, что антиглобализм – это не одноразовый социальный протест, но вполне объективное и долговременное явление в современном мире. Это явление отражает противоречие между двумя векторами сил. С одной стороны – это правительства крупнейших стран и международные организации. Им противостоит другой нарастающий вектор сил – массовые протестные общественные движения и организации.

Исследованию антиглобалистского движения посвящен достаточно широкий спектр российской и зарубежной социально-политической и научной литературы. В данной статье предпринята попытка рассмотреть явление протестного антиглобалистского движения на примере ведущих стран Европейского Союза – Франции, Великобритании и Германии. На мой взгляд, именно эти страны дают достаточно четкое представление об антиглобализме в Европейском Союзе в целом.

Среди причин возникновения и развития антиглобалистского движения можно назвать развитие неолиберальной модели глобализации, которая навязывает всему миру западную систему ценностей. Сыграли свою роль и такие события, как распад Советского Союза, окончание «холодной войны», изменение расстановки сил в мире при непосредственном участии Соединенных Штатов, а также укрепление роли Европейского Союза.

Сложившийся новый мировой порядок игнорирует культурно-цивилизационное многообразие мира, самобытность многих народов и интересы огромного количества жителей нашей планеты, что не может не вызвать сопротивления в обществе.

Антиглобалистское движение крайне неоднородно по составу и взглядам участников. По мнению ряда авторов, название «антиглобализм» не совсем корректно, поскольку далеко не все участники движения протестуют против глобализации мира в целом. Достаточно большая часть из них признает неизбежность существования глобального мира, но выступает за путь развития, альтернативный неолиберальному, который основывается на американских стандартах. Поэтому можно встретить термин «альтерглобализм» как наиболее правильно отражающий сущность движения.

Основной лозунг антиглобалистов – «иной мир возможен» и «мир – не товар». В целом же философия антиглобализма состоит в привнесении большей справедливости в основные общественно-политические и социально-экономические процессы, происходящие в мире. Она несет на себе печать приверженности идеям морали и нравственности, описанным еще И. Кантом. Это своеобразный сплав идей социальной справедливости и ценностей гуманизма, культурного многообразия, многомерности человеческого опыта, уникальности и суверенности человеческих сообществ.

К антиглобалистскому движению можно причислить множество организаций – экологических, профсоюзных, феминистских, крестьянских, научных, анархистских. Четких критериев отнесения тех или иных организаций к числу антиглобалистских не существует. Само движение антиглобалистов – абсолютно уникальное явление, поскольку не имеет четких границ, ясных критериев для организаций, в него входящих. Оно не имеет организационной структуры, единой идеологии и единого лидера – но, тем не менее, оно существует уже достаточно долгое время и играет заметную роль в современных общественно-политических процессах. Возникает вопрос – так кто же такие антиглобалисты? Каково будущее антиглобалистского движения? Есть ли перспективы его дальнейшего развития?

Автор полагает, что предпосылки для существования антиглобалистского движения в мире в целом и в ЕС в частности, в ближайшее время не только не исчезнут, но напротив, сохранятся и будут усиливаться. Все мы являемся очевидцами системного мирового кризиса. Сам этот кризис красноречиво свидетельствует о несовершенстве существующего мирового порядка и глобальной неолиберальной системы в целом и необходимости ее корректировки. Очевидно, что в существующих условиях дальнейшее развитие и судьба антиглобалистского движения могут стать одним из решающих факторов развития мирового сообщества в новейшей истории.

 

Антиглобалистское движение во Франции

Считается, что антиглобализм зародился во Франции, когда в июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций «АТТАК – Франция» (ATTAC – Association pur la Taxation des Transactions finnancieres pour l'Aide aux Citoyens).

Организация «АТТАК – Франция» стала одной из основных акторов антиглобалистского движения в мире, и во Франции, в частности. Она появилась после финансовых кризисов 1997-1998 годов в результате широко поддержанной инициативы по введению налога на спекулятивные финансовые операции.

Главным требованием АТТАК является установление «налога Тобина», предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом по экономике Д. Тобином. Суть «налога Тобина» – в предложении взимать налог в размере 0,15-0,25% с операций с иностранными валютами. Это могло бы ограничить международные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными и уменьшить наносимый ими вред, особенно для развивающихся стран.

По заявлениям АТТАК, «налог Тобина», введенный даже в размере 0,05%, позволит собирать сумму более 100 миллиардов долларов ежегодно, что обеспечит перераспределение средств между развитыми и развивающимися странами. С предложениями о введении «налога Тобина» выступает далеко не только движение АТТАК. В 2001 – начале 2002 годах правительство Бельгии выносило вопрос о «налоге Тобина» на обсуждение в Европарламенте. В 2000 году резолюция в поддержку «налога Тобина» была принята в парламенте Канады. Годом спустя депутат от демократической партии США Питер де Фацио предложил проект закона о введении «налога Тобина» для обсуждения в Конгрессе США.

Еще одна задача, которую ставит перед собой АТТАК – противодействие «Многостороннему соглашению об инвестициях» (MAI – Multilateral Agreement of Investments). Впервые в 1998 году с разоблачениями соглашения MAI выступил Ральф Надер – лидер борьбы за права потребителей «Граждане общества», кандидат в президенты США в 2000 году, известный своими популистскими идеями социал-реформистского характера.

В том же 1998 году руководителем комитета по мировой торговле движения «Граждане общества» в газете «Le Monde Diplomatique» была опубликована статья о необходимости борьбы с действием соглашения MAI, тайно заключенным развитыми странами с целью координации инвестиционной политики в отношении стран третьего мира*2. «Le Monde Diplomatique» – авторитетное издание, уже более полувека освещающее проблемы мировой экономики и международных отношений, безусловно, совсем не похожа на «боевой листок» радикальных антиглобалистов. Идейно-политическую направленность большинства авторов этой газеты можно охарактеризовать как социал-реформистскую, леволиберальную. Данную инициативу поддержали Бернар Кассен и вновь созданная организация АТТАК.

АТТАК, в отличие от более левой части антиглобалистов, является довольно умеренной организацией в спектре антиглобалистского движения. Они в принципе не выступают против глобализации как таковой, не призывают к изменению ее формационно-фундаментальных основ и сложившегося на их базе политического миропорядка. Они лишь не согласны с наиболее одиозной неолиберальной версией глобализации и ее методами, требуя их корректировки и смягчения.

Первоначально организация функционировала как политический проект по принятию «налога Тобина», однако впоследствии ее функции существенно расширились. В настоящее время АТТАК занимается и научно-исследовательской, информационной, организационной деятельностью. АТТАК организована по сетевому принципу. Ее филиалы во многих странах ведут самостоятельную деятельность. Движение АТТАК объединяет немногим более 30 тысяч человек, что составляет не более 1% численности европейских профсоюзов.

Говоря об общественных движениях во Франции, нельзя не упомянуть о значительной роли профсоюзов. Так, К. Агитон пишет о них, что «профсоюзы – это неправительственная структура, организованная лучше всех, не считая церкви»*3. Роль профсоюзов в протестном движении далеко неоднозначна, как это может показаться на первый взгляд.

По мнению К. Агитона, у крупнейших профсоюзных организаций существует проблема выбора ориентиров. Так, среди лидеров неправительственных организаций, принимающих участие в протестном движении, часто можно встретить профсоюзных активистов. В то же время многие профсоюзные боссы с недоверием относятся к неправительственным организациям разного рода и считают себя единственно легитимными в силу своей высокой численности.

Традиционно во Франции сфера влияния профсоюзов – это государственный сектор и сфера общественных услуг. Во Франции в профсоюзах состоит менее 10% активного населения. Это самый низкий уровень среди развитых стран. Однако сравнительная малочисленность компенсируется мощной активистской традицией, которая придает профсоюзам большое значение.

Структура профсоюзов во Франции разделена на два лагеря – радикальный – причем гораздо более радикальный, нежели в какой-либо другой стране Европы – и соглашательский, четко следующий указаниям патроната. Зачастую на одном предприятии могут сосуществовать одновременно несколько профсоюзных организаций. Общим для европейских профсоюзов является то, что переживаемый ими во многом функциональный кризис – это кризис уже устаревшей организационной модели, возникшей на базе крупной промышленности и в рамках законодательства каждой отдельной европейской страны.

В последние же десятилетия произошли многочисленные изменения, такие, как индивидуализация зарплат и рабочего времени, разрушение устоявшихся профессий и рабочих мест. По данным К. Агитона, профсоюзы в западных странах за последние 20-25 лет потеряли половину своих членов, несмотря на то, что были в свое время довольно эффективным субъектом переговорного процесса, который привел к уменьшению социального неравенства и к росту уровня жизни.

Процесс сближения антиглобалистов с профсоюзами затрудняется скептическим отношением последних к антиглобализму, т.е. к моменту возникновения антиглобалистского движения профсоюзы уже были встроены в управление глобальной капиталистической системой через переговоры и трехсторонние комиссии.

Тем не менее, в наши дни профсоюзное движение во Франции продолжает развиваться. Профсоюзы активно участвуют в общественно-политической жизни страны и пытаются найти ответы на актуальные вызовы нашего времени. Так, в 90-е годы французские профсоюзы освоили новый для себя сетевой принцип функционирования, который несколько лет спустя стал стержнем всего мирового протестного движения.

Еще одним примером активности французских профсоюзов стало создание в 1993 году с их деятельным участием ассоциации безработных «АС!» («Agir contre le chomage!» – «Действуем вместе против безработицы»), что стало своеобразным ответом на массовую безработицу 1992-1993 годов. Целью создания этой структуры была организация совместных действий самых разных групп населения (безработных, наемных работников, интеллектуалов и активистов различных направлений) для борьбы с безработицей. В рамках деятельности этой организации были проведены массовые марши против безработицы, захват предприятий и оккупация центров занятости. Эти действия вызвали широкий резонанс во Франции. Деятельность ассоциации наглядно показала, что безработные сами способны организовать структуру, не входящую в профсоюзные объединения. У них нашлось много последователей – в частности, сетевая организация по защите прав женщин, которая привлекла к демонстрациям в 1995 году более 40 тысяч женщин; движение нелегальных иммигрантов; движения безработных и женские движения во Франции, а также крестьянские движения, символом борьбы которых стал Жозе Бове (фермер и активист Крестьянской конфедерации, борющейся против посадок генно-модифицированной продукции). Все они реагировали на изменения, происходящие в мире, и создавали между собой альянсы.

Именно подобный опыт позволил привлечь французские профсоюзы к борьбе, которая ведется антиглобалистскими движениями, раньше и активнее профсоюзов других стран ЕС. В итоге многие профсоюзные объединения (CGT, FSU, CFGT, «Группа десяти»)*4 и федерации были среди основателей АТТАК в 1998 году. Представители французских профсоюзов принимали также участие в Европейских социальных форумах. Однако сближение профсоюзов и протестных движений происходит отнюдь не безоблачно, и отношения участников процесса остаются непростыми. Так, внутри французского антиглобалистского движения считается, что CFDT проводит соглашательскую политику. Европейская конфедерация профсоюзов принимала участие в манифестациях в Ницце, но выступала отдельно, вне общей колонны представителей АТТАК и представителей Европейского марша против безработицы.

Критикуя транснациональные корпорации, профсоюзы развитых стран в то же время крайне не заинтересованы в том, чтобы те перемещали свою деятельность в развивающиеся страны. Это повлекло бы за собой не только неизбежную потерю рабочих мест, но и утрату профсоюзного влияния на проводимую политику. Поэтому они более склонны к компромиссам и переговорам с ТНК и другими международными институтами, что противоречит позициям других участников антиглобалистской коалиции, отрицающих какие-либо формы взаимодействия со структурами корпоративного капитализма.

Ведя речь о протестных движениях во Франции, необходимо сказать также и о роли партии «зеленых», или Конфедерации экологистов – Партии экологистов, входящей в Европейскую партию «зеленых». Движение «зеленых» во Франции началось в 1970-х годах и окончательно оформилось в 1984 году, блокируется с левыми силами во Франции и практически никогда – с правыми (из-за непреодолимых идейных разногласий).

Так, правительство Жоспена, пришедшее к власти в 1997 году, опиралось на широкую коалицию левых партий – социалистов, коммунистов, радикал-социалистов, «зеленых» и Движение граждан. За время своего нахождения у власти это правительство приняло ряд мер, отвечавших запросам представителей самых разных движений, его составлявшим. По настоянию «зеленых», правительство Жоспена приняло в феврале 1998 года решение о закрытии реактора на быстрых нейтронах «Сюперфеникс» – наиболее дорогого и спорного из гражданских проектов французской ядерной индустрии. В мае 2000 года Национальное собрание приняло закон о равноправии женщин в политике. Он обязывал политические партии выдвигать на выборах равное число кандидатов – мужчин и женщин; среди 6 кандидатов, занимающих верхние места в списках, 3 должны были быть женщинами.

В 2002 году новое правительство Раффарена по инициативе бывшего в то время министром внутренних дел Николя Саркози и министра юстиции Пербена приняло новые меры в области безопасности. В частности, увеличилось число полицейских, были усилены наказания и штрафы за нарушение «общественного порядка», несанкционированные протесты и мелкие преступления. Также были расширены полномочия полиции и прокуратуры, восстановлены детские тюрьмы и т.д. Значительно выросло количество заключенных. Волна сопротивления реформам правого кабинета поднялась в начале 2005 года. Среди уже упомянутых нововведений, недовольство трудящихся вызвал принятый французским парламентом закон, позволяющий продлевать рабочую неделю сверх установленных 35 часов. Профсоюзы железнодорожников и работников авиационного транспорта провели протесты против увеличения 35-часовой рабочей недели и за повышение зарплаты; по стране прокатилась волна забастовок и демонстраций. Кроме этого, были организованы студенческие марши, требующие увеличения финансирования образования.

В то же время, выполнение Францией критериев финансовой стабильности ЕС позволило ей в 2002 году ввести в оборот европейскую денежную единицу – евро. Французское правительство активно выступало за углубление европейской интеграции, что далеко не единодушно воспринималась во французском обществе. Несмотря на это, правительство добилось принятия в мае 2003 года закона, в соответствии с которым с 2004 года безработные должны были по 20 часов в неделю работать в тяжелых и неполноправных условиях на специально созданных рабочих местах; в случае отказа они лишались пособия по безработице.

Итогом социально-экономической политики правительства Раффарена стало серьезное поражение правящей коалиции на выборах 2004 года в Европейский Парламент. После этого правительство было переформировано, но продолжило идти прежним курсом. 6 мая 2007 года в результате победы во втором туре выборов Президентом Франции был избран Николя Саркози, в прошлом председатель партии «Союз в поддержку народного движения» и министр внутренних дел в правительстве Раффарена.

В октябре-ноябре 2007 года по Франции прокатилась волна новых общественных манифестаций и забастовок (особенно масштабной стала забастовка работников транспорта), вскоре вновь переросших в беспорядки в пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года. Примечательно, что вскоре после вступления в должность президента, Саркози повысил себе зарплату на 140 % и понизил налоги для богатых, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.*5 Едва став главой государства, Саркози первым делом понизил налоги для хорошо зарабатывающих, ограничил право трудящихся на проведение забастовок, увеличил стаж, необходимый для выхода на пенсию, и повысил сумму взносов в систему медицинского страхования. Ответом на политику президента, отвернувшегося от проблем социально слабых, стали вспышки насилия в Вийе-ле-Бель и других пригородах Парижа. По сравнению с событиями осени 2005 года, сегодня накал страстей и готовность к насилию достигли нового апогея. В этом единственная разница.*6

На региональных выборах во Франции 2010 года «крупное поражение потерпела консервативная партия «Союз в поддержку народного движения» президента Николя Саркози. Во втором и решающем туре выборов блок в составе социалистов во главе с Мартин Обри, «зеленых» и Левого фронта выиграли выборы в 23 из 24 регионов континентальной Франции, в которых в первом туре ни одна из партий или коалиций не получила абсолютного большинства».*7 Красноречивые данные, не правда ли?

 

Антиглобалистское движение в Великобритании

Рассматривая антиглобалистское движение в Великобритании, можно говорить о пяти основных разновидностях его представителей (хотя и достаточно условно): это те, кто борется с бедностью в странах «третьего мира»; в том числе – за отмену долгов беднейших стран; сторонники «справедливой торговли»; те, кто полагает, что именно развитие сможет изменить жизнь в беднейших государствах к лучшему; различного рода благотворительные организации. Так, например, представители «Движения за справедливую торговлю» призывают бороться, главным образом, с бедностью и защищать окружающую среду. В то время как такая благотворительная организация, как «Оксфам», считает экологические и экономические вопросы второстепенными и отдает приоритет повышению уровня жизни в странах «третьего мира».

Другая организация – «Сделаем бедность историей» – идеологически очень близка к сторонникам «справедливой торговли», потому что ставит своей целью отмену долгов беднейших стран и оказание им финансовой помощи. Впрочем, также как и сторонники развития «третьего мира» из организации «Движение за развитие мира», стремящиеся не только изменить существующую торговую систему и отменить долги бедных стран, но и сохранить климатическое и биологическое разнообразие Земли.

Существует также и такая организация, как «Юбилейная компания за отмену долгов», призывающая предоставлять бедным государствам безвозмездную помощь. Они считают огромные долги государств «третьего мира» основной проблемой существующей мирохозяйственной системы; при этом они достаточно критично относятся к уже существующим вариантам снижения долгового бремени развивающихся стран. Важно отметить, что представители антиглобалистского движения в Великобритании, впрочем, как и в других развитых европейских государствах, ориентированы, главным образом, на проблемы населения беднейших стран. Среди британских антиглобалистских организаций эта особенность касается, прежде всего, стран, бывших в свое время колониями Британской Империи.

Основные виды активности антиглобалистов – это акции, шествия и митинги, написание различного рода воззваний. В спектре организаций британских антиглобалистов одни довольно типичны для движения антиглобалистов в целом, другие же обладают какими-либо специфическими чертами. Отличительной чертой британских антиглобалистов является заметное христианское течение. Причем некоторые из христианских организаций при этом не причисляют себя к антиглобалистским; другие же просто стараются изменить мир к лучшему так, как они это понимают.

Среди них заметны такие организации, как «Христианская помощь»*8 и «Фонд слез»*9, «Католическое агентство по развитию заморских территорий»*10 и христианский по сути, но в то же время ориентированный на торговлю «Трейдкрафт»*11. Есть даже организация «Пошли корову»*12, ставящая своей целью помощь жителям Африки путем обеспечения их скотом и сельскохозяйственным инвентарем. Здесь уместно вспомнить известную поговорку о том, что лучший способ накормить голодного – дать ему не рыбу, а удочку.

Среди британских антиглобалистских объединений много также и идеологически нейтральных организаций. Такова, например, «Акция помощи»*13, цель которой – борьба с бедностью и «One World Action»*14, преследующая идеалы «справедливости и равноправия». В Великобритании, как и в целом в Европе, весьма популярна тема равноправия полов и защиты прав женщин, поэтому существует довольно много «женских» организаций (таких, например, как «Женщины мира»)*15. Также существуют объединения, противодействующие различным формам дискриминации, заявляющие своей целью повышение уровня образования и здравоохранения в странах «третьего мира».

Среди антиглобалистских организаций в Великобритании, преследующих такие цели, как защита экологии – «Друзья Земли»*16, «Люди и планета»*17 (одна из студенческо-преподавательских организаций). Стоит отметить, что защита окружающей среды – черта, присущая не только исключительно британцам, а представителям антиглобалистского движения во многих странах. «Зеленое» движение вообще очень активно в развитых европейских странах, чему будет уделено внимание в следующей главе.

Отнюдь не все общественные организации, преследующие экологические, антидискриминационные, экономические и другие благие цели, склонны причислять себя к антиглобалистскому движению. Однако, по сути, они являются антиглобалистскими, поскольку выступают против существующего мирового порядка и готовы бороться за то, чтобы его изменить. Отказ от жестких рамок в идеологии (бережное отношение к природе, сочувствие и помощь бедным, жажда справедливости, идеалы гуманизма) и размытая структура движения делают его привлекательным для очень широких слоев общества.

Необходимо отметить, что британские антиглобалисты в стремлении к своим целям стараются использовать возможно более законные средства. Им свойственна готовность сотрудничать с правительственными структурами.

В 2005 году, когда Великобритания председательствовала в ЕС и в «Большой восьмерке», антиглобалисты призвали английское правительство оказать помощь беднейшим государствам, подав тем самым пример другим развитым странам. Последовав этому призыву, британское правительство предложило отменить 100% долгов некоторых стран «третьего мира» Всемирному Банку и МВФ. Эта инициатива привела к принятию «Большой восьмеркой» в 2005 году решения об отмене долгов 42 беднейших стран и предоставлении им помощи в размере 50 млрд. фунтов стерлингов к 2010 году.

Для выступления на саммите стран «Группы двадцати» в апреле 2009 года, проходившем в Лондоне, британские антиглобалисты создали альянс «Put People First» (Прежде всего, нужно думать о людях), в который вошли более 150 организаций со всей Великобритании. В марше, организованном ими, приняли участие более 35 тысяч человек. Такую активность можно объяснить тем, что этот альянс объединил ключевые требования многих входящих в него организаций, за которыми стоят требования рядовых граждан о достойной работе и заработной плате, всеобщем доступе к коммунальным услугам, противодействии бедности и неравенству, защите окружающей среды.

Приведем еще один довольно свежий пример активности британских антиглобалистских организаций: во время подготовки и проведения всеобщих выборов в 2010 году особую активность в политических дискуссиях и составлении рекомендаций проявили «Движение за развитие мира», «Оксфам», «Юбилейная компания по отмене долгов» и новая коалиция «Голосуй глобально».

В «Голосуй глобально» вошли 183 организации. Коалиция призывала сторонников всех групп и организаций, поддерживающих альтернативный курс развития Британии и мира, соединить свои усилия и выступить единым фронтом на всеобщих выборах под лозунгом «Сделаем так, чтобы эти выборы учли интересы бедного населения мира!». «Голосуй глобально» разработала собственный манифест, посвященный ключевым принципам международного развития, которых должны придерживаться политические партии Соединенного Королевства».*18

Участники антиглобалистских организаций в Великобритании – представители главным образом средних слоев общества, которые хотели бы достигать своих целей, не создавая конфликтов с существующей властью. Тот факт, что антиглобалистское движение не имеет определенного центра, можно рассматривать как преимущество в том смысле, что с таким противником достаточно сложно бороться.

В то же время отсутствие единой идеологической базы и децентрализация движения, имеют и свои негативные стороны. Прежде всего, это несогласованность действий участников, что негативно сказывается на привлечении внимания общественности к акциям антиглобалистов. Участники британского антиглобалистского движения считают себя неотъемлемой составляющей мирового движения против господствующей модели глобализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время формирование антиглобалистского движения в Великобритании, как и во всем мире, активно продолжается и данный процесс еще не завершен. Антиглобалистское движение – новый нарождающийся тип современного протестного движения, основанный на «сетевых принципах». Пока еще не ясно, станет ли он действительно «другой революцией» или останется просто одной из форм молодежной субкультуры.

 

Антиглобалистское движение в Германии.
Партия «зеленых» и ее место в политической системе ФРГ

Разговор об антиглобалистском движении в Германии следует начать с того, что представляет собой германская партия «зеленых», какова история ее создания и что этому предшествовало. По своему составу и идеологической пестроте данная партия объединяет в себе общественные силы, которые мы в последние десятилетия привыкли называть антиглобалистскими. С начала 1970-х годов в ФРГ стали укрепляться позиции так называемых «новых левых» – различных коммунистических и анархистских групп, социалистического бюро, а также новых социальных движений – экологического, женского, пацифистского и ряда других, отличных друг от друга в идеологическом плане движений, которые появились в этот период времени в Федеративной республике Германии и составили затем основу партии «зеленых».

О «зеленых» как о партии в ФРГ впервые заговорили в конце 1970-х годов. В те годы мало кто мог предвидеть, что партия эта из гражданской инициативы вскоре превратится не просто в широкое общественное движение, которое выйдет далеко за границы Западной Европы, но и в достаточно мощную политическую силу, оперирующую понятиями социальной справедливости, прав человека и гражданина. Она станет партией, которая займет свое место как в национальных парламентах стран Европы, так и в Европейском Парламенте.

Германская партия «зеленых» не была создана посредством политической воли, финансирования и подбором кадров «сверху» перед очередными национальными выборами. Возникновение и развитие партии «зеленых» как самостоятельной политической силы продолжалось долгие годы, поскольку ее формирование в Германии стало итогом массового стихийного движения «низов», несогласных с политикой «верхов».

Вторая половина 60-х годов ХХ века ознаменовалась в странах Западной Европы и в ФРГ ростом массовых протестов и беспорядков, а также ростом общественного самосознания и различных гражданских инициатив. Бунт молодого поколения, находившегося в значительной степени под влиянием «левых» настроений и желающего оказывать влияние на проводимую государством политику, имел не только глубокие внутриполитические предпосылки, но и серьезные, далеко идущие последствия.

Спектр проблем, подвергавшихся критике, был настолько широк, что организаторам протестного движения не составляло никакого труда вербовать в свои ряды все новых сторонников. Истоками создания внепарламентской оппозиции послужили массовые демонстрации и манифестации противников атомного оружия «Борьба против атомной смерти». Любопытно отметить, что в рядах сторонников создававшейся в те годы внепарламентской оппозиции были будущие канцлер ФРГ социал-демократ Герхард Шредер и его министр иностранных дел, лидер партии «зеленых» Йошка Фишер. «Молодежный бунт» продолжался, не утихая, вплоть до начала 70-х годов.

«Студенческие беспорядки конца 60-х годов показали, что, наряду с мирными демонстрациями, дискуссионными клубами и другими ненасильственными акциями в поддержку реформ среди «оппозиционеров», прежде всего, левого толка, были и сторонники радикальных методов борьбы против существующего строя. Начинали они просто с вандализма, а закончили физическими расправами с людьми. Эти радикалы, объединившись в различные воинствующие группировки, по примеру южноамериканских подпольщиков, хотели организовать революцию методами насилия и террора. Среди наиболее известных и опасных следует назвать «Фракцию Красная армия» под руководством журналистки Ульрики Майнхоф и «Движение 2 июня» (2 июня 1967 года был застрелен студент Б. Онезорг).»*19 Так, растущая народная оппозиция грозила перерасти в широкомасштабную анархию.

Канцлер В. Брандт, осознавая опасность сложившейся ситуации, начал проводить реформы, прежде всего избрав молодежь их объектом. Законодательно было закреплено снижение активного избирательного ценза до 18 лет и пассивного до 21 года; был принят закон об амнистии для участников демонстраций. Такая взвешенная и необходимая в сложившейся ситуации политика В. Брандта подводила черту под эпохой «молодежного бунта» и открывала молодежи двери для участия в политической жизни страны и демократическом строительстве гражданского общества.

Альтернативные общественные движения в Германии, пройдя период анархии и разобщенности, стали постепенно встраиваться в реальную политику, становясь все более активными. Участие в реальной политической жизни страны было выражением насущного желания членов немецкого общества влиять на политический процесс на самых различных уровнях. Все большее число граждан ФРГ становилось участниками различных гражданских обществ, неправительственных организаций и движений.

Н. Павлов в своей статье, посвященной партии «зеленых», отмечает, что важнейшим фактором для формирования гражданского демократического сознания была и продолжает оставаться по сей день система образования. «Многочисленные исследования и опросы общественного мнения подтверждают прямую зависимость политических мнений, воззрений и ценностных ориентиров людей от степени образованности. Чем образованнее человек, тем шире его политические интересы, тем глубже его знания о политических процессах, тем больше его доверие к себе и другим людям, тем тверже его убеждение в том, что он способен оказывать влияние на политику своей страны. Неслучайно именно этот пестрый и организационно рыхлый конгломерат разного рода гражданских инициатив, объединявших прежде всего образованных людей – представителей студенчества, сферы образования, науки, культуры, свободных творческих профессий – сконцентрировался вокруг наиболее важных проблем того времени, где центральное место заняли вопросы охраны окружающей среды и борьбы за мир. Так зарождалась партия «зеленых», которой суждено было занять ведущее место среди альтернативных движений в системе политических координат ФРГ».*20

Так, партия «зеленых» была основана в Карлсруэ 12-13 января 1980 года на «общефедеральном собрании». Это стало логическим следствием недовольства определенной категорией населения политикой «традиционных» партий на волне массового протестного движения. Фактически созданная партия объединила в себе, во-первых, остатки внепарламентской оппозиции конца 60-х годов – прежде всего, ортодоксально коммунистического толка; во-вторых, представителей разного рода гражданских инициатив и общественных движений 70-х годов; в-третьих, разочаровавшихся перебежчиков из стана системообразующих партий – ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП.

Партия «зеленых» стала партией, тесно связанной с так называемой альтернативной политической культурой, для которой характерна ориентация на постматериалистические и экологические ценности, право самореализации и свободного развития личности. В партию вошли бывшие приверженцы индивидуалистического анархизма, христианские пацифисты (преимущественно протестантской веры), либералы, социал-демократы, неомарксисты, эко-консерваторы, а позднее (после 1993 года) – восточногерманские правозащитники. Так что «Союз 90/Зеленые» (так партия называется в наши дни) представляет собой весьма неоднородную в политико-идеологическом плане организацию.

Большинство «зеленых» рассматривают себя в качестве политической силы, место которой в партийном спектре слева от СДПГ. Выступление в защиту окружающей среды, против атомной энергетики, за радикальное разоружение, права человека с упором на права женщин и национальных и сексуальных меньшинств увязывается в программных документах «зеленых» с социальными вопросами. Основную программную цель «зеленые» видят в экологической и социальной перестройке индустриального общества. Достичь этой цели они предполагают путем радикальных реформ, но не насильственными средствами. Впрочем, их программа отличается идеологической пестротой, в ней присутствуют элементы неомарксистского, а также радикал-экологического, анархистского, пацифистского, уравнительно-утопического, радикал-феминистского воззрений. Вместе с тем они настаивают на широком развитии общественного сектора экономики (кооперативы и основывающиеся на принципе самоуправления предприятия) и введении контроля за картелями и банками. Что касается отношения к парламентаризму, то «зеленые» подвергают резкой критике парламентскую демократию, ссылаясь на то, что политические решения в парламентах принимаются зачастую вопреки воле рядовых граждан, и парламенты весьма далеки от реальных интересов общества; т.е. они склонны превозносить институт прямой демократии и делать упор на внепарламентские структуры. Забегая вперед, отметим, что с увеличением влияния партии «зеленых» в европейских странах они принимают самое активное участие как в местных парламентах, так и в Европарламенте.

Партия «зеленых» в своей политической программе ориентируется на четыре главных принципа: экологический (мы сами – часть окружающего мира и природы), социальный (свободное развитие каждого человека), базисно-демократический (принцип децентрализованной, прямой демократии, самоуправление на местах) и пацифистский (принцип ненасилия); они были сформулированы в их программе 1980 года. Впоследствии с формированием «Союза 90/Зеленые» сюда добавились принципы прав человека, равноправия мужчин и женщин, социальной справедливости, демократии и общественного равноправия.

Вступление на политическую арену новых политических сил в лице «зеленых» в 80-е годы ХХ века подтолкнуло к изменениям до сих пор стабильную германскую партийную систему. Еще до своего организационного оформления на общефедеральном уровне «зеленые» добились сенсационного результата на первых выборах в Европейский парламент в 1979 году, получив 3,2% голосов. А уже на следующих парламентских выборах в Бундестаг «зеленые» получили 5,6% голосов и 28 депутатских мест*21. Успех «зеленых» был повторен и на выборах 1987 года. Со временем партия «зеленых» вошла в большинство ландтагов Германии, получила места в Европарламента и стала – не без основания – претендовать на роль третьей по значению политической силы ФРГ.

Как и в антиглобалистском движении, в рядах партии «зеленых» существуют два основных идеологических направления. Долгие годы (вплоть до 1988 года) в партии велось ожесточенное противостояние между двумя основными течениями – «реалистами» (в некоторых источниках – «реформистами») – занимающими умеренную позицию приверженцами прагматичного реформаторского курса, сторонниками сотрудничества с другими партиями (в первую очередь с СДПГ). Они ратовали за проведение реформ в рамках существующей рыночной экономики на основе существующих политических правил игры. Другое крыло – «фундаменталисты» – радикально настроенные элементы, требовавшие слома нынешней «индустриальной системы», разрушающей, с их точки зрения, «природные основы жизни» и неприемлющие создания коалиции с иными политическими силами, в том числе и с СДПГ. Такое положение сохранялось до момента, пока в партии «зеленых» доминировали левые (фундаменталисты и примыкавшие к ним экосоциалисты). В 1989-1991 годах произошел «раскол» партии и большинство «фундаменталистов» ее покинуло. Так, в результате этого, а также раздельного голосования в ФРГ и бывшей ГДР на выборах в 1990 году, партия «зеленых» потерпела поражение на выборах в Бундестаг. Затем больший вес в партии стали приобретать реалисты, и с 1991 года после ухода радикал-экологистов партия стала смещаться ближе к центру.

В мае 1993 года в Лейпциге состоялся объединительный съезд западногерманских «зеленых» с восточногерманским «Союзом 90». Созданная единая организация стала официально именоваться «Союз 90/Зеленые» (сокращенно «зеленые»). Такая консолидация сил позволила объединенным «зеленым» в 1994 году успешно выступить на выборах в органы местного самоуправления, в ландтаги, в Европейский парламент, и занять прочные позиции в Бундестаге. По результатам парламентских выборах в октябре 1994 года «зеленые», получив 7,3% голосов, сформировали третью по численности фракцию*22.

Необходимо отметить содержание в предвыборных программах «зеленых» ряда, прямо скажем, утопических идей. Так, например, «в предвыборной программе 1994 года сформулирована идея об «экологически-солидарном общественном договоре». «Зеленые» полагают, что более обеспеченные люди готовы отказаться от роста материального благосостояния для финансовой поддержки социальных и экологических программ и что благодаря такому перераспределению менее обеспеченные будут активнее участвовать в экологическом переустройстве. Этот союз обеспеченных с менее обеспеченными, по их убеждению, сможет принудить тех, кто пренебрегает социальной ответственностью, связанной с правом собственности, сделать «солидный взнос» в дело общественного обновления»*23.

Протестуя против политики усиления правоохранительных органов федерального германского правительства, «зеленые» настаивают не только на ограничении полномочий полиции, но и полной ликвидации спецслужб, либерализации уголовного права и в целом пенитенциарной системы, упразднении федеральной службы пограничной охраны, и т.д.

Еще один пример утопической риторики «зеленых» – требование введения всеобщего прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум, по версии «зеленых», может быть предоставлен всем гражданам – не только престарелым, безработным, инвалидам, но и тем, кто занят вне традиционной сферы трудовой деятельности, например, в домашнем хозяйстве, в общественной и благотворительной деятельности. «Зеленые» считают, что всеобщий прожиточный минимум не может быть ниже 50% от среднего дохода по стране. Что касается источников финансирования предлагаемой «зелеными» системы выплат, они предлагают финансировать ее, главным образом, за счет повышения налогов на недвижимость и на наследство. Автору подобный подход напомнил пропагандировавшуюся одно время в нашем отечестве идею «все отнять и поделить», до сих пор весьма популярную в определенных кругах.

«Зеленые» также проявляют максимализм, считая, что экономика должна быть подчинена исключительно экологическим целям. В предвыборную программу 1994 года, несмотря на противодействие со стороны реалистов, объединившихся вокруг Й. Фишера, вошли составленные в леворадикальном духе требования незамедлительного закрытия всех атомных электростанций и полного отказа от использования ядерной энергии, роспуска НАТО и бундесвера, и т.д.

Наблюдая за результатами выборов, которых добивались «зеленые», следует признать, что, несмотря на свою утопичность (хотя многие из них впоследствии и претерпели изменения), вышеупомянутые программные заявления оказались весьма привлекательными для большой части избирателей в Германии. После выборов в сентябре 1998 года партия впервые вошла в состав правительства ФРГ в качестве младшего коалиционного партнера СДПГ. В 2002 году, получив 8,6% голосов избирателей и 55 депутатских мест*24, «зеленые» продолжили участие в правительственной коалиции с СДПГ, сохранив за собой три министерских портфеля.

Лейтмотивом политической программы «зеленых» продолжает оставаться справедливая глобализация, которая предполагает введение налога на валютный оборот и расширение доступа на рынки развивающихся стран. «Зеленые» требуют усиления роли ООН и ОБСЕ и радикального сокращения численности Бундесвера.

По мнению «зеленых», ни централизованная плановая, ни чисто рыночная экономика неприемлема для решения существующих экологических проблем и проблемы структурной бедности. Они предлагают модель «экологически ориентированной солидарной» децентрализованной экономики, в которой активная роль отводится государству и общественным советам. Они ратуют за активное участие граждан в процессе принятия решений, а также настаивают на усилении контроля за использованием природных ресурсов.

«Зеленые» в противовес националистам различного толка отстаивают идею «мультикультурного общества», формируемого на основе этнического многообразия и полного равенства представителей всех национальных меньшинств. Для них характерна склонность к нигилизму в отношении национальности и национальной государственности как таковой. Они вынашивают идею создания некоего «экологически-солидарного мирового общества» вне национальных рамок. «Зеленые» считают национальную государственность своеобразным анахронизмом, что, по мнению автора, весьма далеко от существующей реальности.

Хотя «зеленые», будучи достаточно «экстравагантной» политической партией, еще не расстались окончательно со своими радикально-утопическими мечтаниями, тем не менее, они достаточно органично вписываются в демократическую политическую культуру и отражают взгляды достаточно значительной, хоть и крайне неоднородной, части общества. Это, главным образом, представители различных социальных и возрастных категорий населения, средние слои горожан, интеллигенция, студенчество (более 79%). Позиции партии в рабочей среде и профсоюзах незначительны – 4%; 41% членов – атеисты*25. Все это предопределяет ее демократичность во многих не только идеологических, но и организационных вопросах. Так, у «зеленых», в частности, при распределении парламентских мандатов введена квота для женщин, которая составляет не менее 50%. У партии два сопредседателя – обязательно мужчина и женщина.

В последние годы «зеленые» стали больше уделять внимания конкретным экономическим и социальным проблемам, осознавая, что заклинивание на экологии или проблеме самоопределения может повлечь за собой сужение электоральной базы. На выборах в Бундестаг 27 сентября 2009 года «зеленые» получили 10,7% и 68 депутатских мандатов – лучший результат за всю историю партии*26.

Долгое время единственным признанным лидером партии был бывший вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ (1998-2005 гг.) Йошка Фишер. Однако в июне 2006 года он сложил с себя депутатские полномочия и ушел из активной политики. С тех пор «зеленые» не могут найти ему адекватную замену. Пока же на роль лидера претендует сопредседатель фракции в Бундестаге Юрген Триттин. Молодежная организация – «Зеленая молодежь» создана в 1994 году. Возрастные рамки движения – 28 лет. Численность – около 6 тыс. человек.

Партия издает ежеквартальный журнал «Косая черта» (Schragstrich). При партии существует Фонд им. Генриха Бёлля, имеющий представительство в Москве. «В настоящее время партия имеет 14 депутатов в Европарламенте, 68 в Бундестаге, 161 в ландтагах, а также 4 обер-бургомистров в Бад Хомбурге, Фрайбурге, Констанце и Тюбингене. Любопытно заявление сопредседателя парламентской фракции «зеленых» Юргена Триттина, который предсказал, что на следующих выборах в Бундестаг в качестве главных противоборствующих сторон выступят уже не ХДС и СДПГ, как это было на протяжении всей послевоенной истории Германии, а христианские демократы и «зеленые». При этом он добавил, что его партия охотно примет этот вызов»*27.

 

Перспективы развития движения

До конца не ясен вопрос, способно ли антиглобалистское движение оказать позитивное воздействие на развитие процесса глобализации, имея в виду его большую адаптивность к решению экологических и социальных вопросов, проблем бедности, экономического неравенства, равноправного участия в нем развивающихся стран? Или же это движение в его конфронтационном варианте развития становится разрушительной силой, не способной предложить миру реальную, а не утопичную модель его устройства, вернее переустройства, согласно взглядам многих участников данного движения?

Идеология антиглобализма, основанная на критике модели неолиберализма и корпоративного капитализма, на антиамериканизме и противодействии существующему мировому порядку, может оказаться весьма популярной у значительной части населения, особенно молодого. Их руками можно разрушить то, что уже построено – «остановить машину глобализации и спасти мир от разрушения», а взамен ничего не создать.

Бесспорно, акции протеста антиглобалистов формируют в общественном сознании понимание важности решения глобальных проблем. Их направленная критика финансовых институтов побуждает последние учитывать изменения общественного сознания и к нему приспосабливаться. В результате деятельность ТНК, МБРР и МВФ становится более прозрачной, а проводимая ими политика – более социально и экологически направленной. В то же время вряд ли стоит преувеличивать влияние именно антиглобалистов на процесс принятия решений на глобальном уровне. Хотя антиглобалисты и ставят себе в заслугу реформирование МБРР и то, что он повернулся лицом к проблеме бедности (доклад о мировом развитии за 2000-2001 гг. был посвящен именно этому вопросу), не стоит забывать, что именно эта проблема признается приоритетной на глобальном уровне уже не первый год.

Что касается дальнейшего развития антиглобалистского движения, можно предположить несколько вариантов развития событий:

•  Движение будет и в перспективе противостоять господствующему варианту глобализации. В этом случае антиглобалистское движение превращается в политическую оппозицию, становясь одним из главных субъектов, аналогом и преемником левых движений;

•  Утрата движением своего нынешнего, довольно условного единства, распад антиглобалистского движения на отдельные течения по основным направлениям их деятельности;

•  Уже сейчас можно увидеть формирование так называемой «антиглобалистской элиты», которая играет направляющую и координирующую роль в движении. Вполне вероятно, что часть движения трансформируется во вполне респектабельную политическую партию, и представители движения войдут в составы национальных правительств, а возможно, будут влиятельной силой в Европарламенте.

Сотрудничество во многом противоположных «неореформистских» объединений и демократических левых партий составляет одну из основ плюрализма антиглобалистского движения. Но многообразие альтернатив несет в себе также угрозу раскола. Левым партиям, претендующим на роль оппозиции нынешней глобальной капиталистической системе, необходимо таким образом изменить свою конфигурацию, принципы построения, формы и методы работы, чтобы действительно стать центром антиглобалистской деятельности. В целом же необходимо подчеркнуть, что подобного глобального движения, каковым является антиглобализм, история развития социальных движений пока не знала, и в этом его уникальность.

Е.В. КИСТЕНЕВА

 

*1 Работа выпускника ЕУИ.

*2 Ф. Войтоловский. Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003

*3 К. Агитон. Альтернативный глобализм. Новые Мировые движения протеста. М.: Изд-во «Гилея», 2004.

*4 CFDT и CGT – Confederation generale du travail, Генеральная конфедерация труда Франции.

*5 «Российская газета» от 30.10.2007, http://rg.ru/2007/10/30/sarkozi-zarplata-anons.html

*6 Tageszeitung 28.11.2007: «Горячие точки» Франции напоминают о себе президенту страны (http://www.dw-world.de/dw/article/0,,2976463,00.html).

*7 Deutsche Welle, 2010-03-22 11:23. Sited: http://kprf.ru/international/77143.html

*8 Chrisian Aid. www.christian-aid.org

*9 Tearfund. www.tearfund.org

*10 CAFOD – Catholic Agency for Overseas Development http://www.cafod.org.uk

*11 Traidcraft. http://www.traidcraft.co.uk

*12 Send a Cow: http://www.sendacow.org.uk

*13 Action Aid. www.actionaid.org.uk

*14 One World Action. www.oneworldaction.org

*15 Womankind Worldwide. http://www.womankind.org.uk

*16 Friends of the Earth. http://www.foe.co.uk

*17 People and Planet. www.peopleandplanet.org

*18 Калинина Е.А. Современный британский антиглобализм (конец ХХ - начало ХХI веков). Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. МГУ им. Ломоносова, исторический факультет. Москва, 2010

*19 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*20 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*21 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*22 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*23 М. Диманис. Партийно-политическая система Германии в 90-е годы. Цифры, факты, анализ. М.: Российская Академия Наук, Институт научной информации по общественным наукам, Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем.. 1998.

*24 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*25 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*26 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

*27 Н.Павлов. «Союз 90/Зеленые: история, состояние, перспективы». Мировая экономика и международные отношения, 2011, №3, с. 37-45

№3(64), 2012

№3(64), 2012