Главная > Тенденции & прогнозы > ПАРТНЕРСТВО > Экономические отношения России и ЕС: навстречу партнерству во имя модернизации?

Экономические отношения России и ЕС: навстречу партнерству во имя модернизации?

image_pdfimage_print

Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России
Аналитические доклады: Выпуск 1 / Январь 2012

Главный редактор: М.Л. Энтин

Редакторы: Д.В. Тренина

М.Т. Курган

Н.Ю. Голубева

И.А. Истомин

Адрес редакции:
Издательство «МГИМО – Университет»
119454, Москва, пр. Вернадского, 76

119454 Москва, проспект Вернадского, 76, Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России
esi.conference@gmail.com

Точка зрения авторов исследований может не совпадать с позицией ЕУИ при МГИМО.

© Ричард Конноли, 2012

© МГИМО (У) МИД России, 2012

 

Содержание

Предисловие

Резюме доклада

Policy summary

Раздел I. Доклад

Richard Connolly. Russia-EU economic relations: towards a Partnership for Modernization? (original report)

Ричард Конноли. Экономические отношения России и ЕС: навстречу «Партнерству для модернизации»? (перевод на русский язык)

Список литературы

Раздел II. Комментарии

Н.Г. Адамчук

Е.В. Ананьева

Л.Б. Вардомский

Н.Б. Кондратьева

А.В. Кузнецов

М.Л. Энтин. Заключение

Список участников круглого стола 18 ноября 2011 года

Об авторе

Об Институте

 

Предисловие

В Рабочий план по реализации инициативы «Партнерство для модернизации» России и Европейского Союза в качестве одного из исполнителей включен Европейский учебный институт при МГИМО. Предполагается, что ЕУИ в сотрудничестве с другими университетами, исследовательскими организациями и бизнесом займется проработкой стратегических и тактических вопросов осуществления инициативы. 18 ноября с.г. в рамках этого мандата в МГИМО состоялся очередной круглый стол на тему «Модернизация России в партнерстве с Европейским Союзом». Целью встречи стало определение возможных шагов, направленных на ускорение социально-экономического развития России с учетом опыта Европейского Союза и его государств-членов и за счет развития сотрудничества с ЕС.

В целях организации серьезного, обстоятельного обсуждения на круглом столе ЕУИ заказал исследовательский доклад у Центра европейских исследований Астонского университета, работающего в сотрудничестве с другими известными британскими образовательными центрами – Бирмингемским университетом и Университетом Бирмингема. Автором доклада выступил профессор Ричард Конноли. Избранная тема – «Экономические отношения России и ЕС: на пути к “Партнерству для модернизации”?». На его базе был организован круглый стол. В нем приняли участие приглашенные ЕУИ дискутанты из МГИМО (У), Института современного развития, Института Европы РАН, ИМЭМО РАН и Института экономики РАН.

Нынешняя публикация позволяет читателям ознакомиться с научными результатами прошедших обсуждений. Она включает переработанный вариант доклада, его перевод на русский язык, а также комментарии отечественных специалистов по вопросам модернизации России и ее партнерства с ЕС. Она открывает серию докладов, публикуемых Европейским учебным институтом при МГИМО (У) МИД России.

Представляемые материалы адресованы представителям органов государственной власти, сотрудникам ответственных министерств и ведомств, экспертам и широким кругам общественности, интересующимся текущим состоянием и перспективами развития отношений между Россией и Европейским Союзом.

 

Резюме доклада

Инициатива «Партнерства для модернизации», утвержденная саммитом Россия-ЕС в июне 2010 года в Ростове-на-Дону, носит исключительно своевременный характер. Она должна принести значительную пользу экономическому развитию России, способствовать сближению Москвы с европейским интеграционным объединением. Вместе с тем в нынешнем виде инициатива неэффективна. Ее содержание расплывчато. Акценты в сотрудничестве расставлены не всегда четко. Подобная ситуация затрудняет ее реализацию. На основании специально проведенного исследования автор доклада и участники дискуссии определили несколько направлений ее совершенствования.

Во-первых, Партнерство между Москвой и Брюсселем должно быть ориентировано на достижение целей модернизации России. Эти цели четко обозначены руководством страны и зафиксированы в таких документах, как «Концепция социально-экономического развития на период до 2020 года». Россия стремится к сохранению статуса ведущей мировой державы XXI века, достижению передовых позиций в глобальной экономической конкуренции и надежному обеспечению национальной безопасности, к реализации конституционных прав граждан. В более конкретном экономическом плане цель заключается во вхождении в пятерку стран-лидеров мира по объему валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности в период 2015-2020 годов. Связь между усилиями самой России по модернизации и поддержкой Европейского Союза должна быть явной и однозначной.

Во-вторых, инициатива должна дополнять уже имеющийся практический вклад ЕС в развитие российской экономики. Сегодня он выражен, в том числе, в капиталовложениях и поставках оборудования для промышленного производства ведущих корпораций стран ЕС в Россию. Реализация Партнерства должна быть направлена на создание стимулов по трем направлениям, определяющим перспективы развития российской экономики: привлечение инвестиций, трансфер технологий, реформирование институтов регулирования хозяйственной деятельности.

В-третьих, необходимо добиться синергии между инициативой России и ЕС и аналогичными программами, согласованными Москвой с его государствами-членами. Должно быть обеспечено разделение труда между отдельными странами и общими институтами на основе существующих конкурентных преимуществ и компетенций. Партнерство между Россией и ЕС следует направить на совершенствование регулятивной среды и создание стимулов для инвестиционной деятельности, в то время как развитием отдельных отраслей заниматься на уровне межгосударственного взаимодействия.

В-четвертых, «Партнерство для модернизации» должно быть направлено на реализацию интересов обоих партнеров. Необходимо поддерживать первоначальный импульс к сотрудничеству обеспечением практической пользы для сторон. Европейский Союз заинтересован получать отдачу от осуществления совместных проектов в той же степени, что и Россия. Соответственно инициатива должна расширять возможности для компаний из стран ЕС зарабатывать вместе с российскими партнерами.

В-пятых, следует ограничить число приоритетов программы. Сторонам нужно сконцентрировать имеющиеся ресурсы на узком наборе ключевых областей, имеющих существенное значение. К ним могут относиться вопросы снижения административных барьеров, повышения транспарентности бизнеса, укрепления защиты прав интеллектуальной собственности.

В-шестых, необходимо разделять технологическую и экономическую модернизацию, с одной стороны, и более широкие социально-политические преобразования, с другой. Эти два аспекта развития органично взаимосвязаны. В то же время сторонам не следует искусственно ставить их в зависимость друг от друга. Соответственно взаимодействие по ним следует осуществлять в рамках различных форматов и отдельных инициатив.

 

Policy summary

The Partnership for Modernisation initiative, adopted by the Russia-EU summit in Rostov- on -Don in June 2010 is extremely well-timed. It should significantly contribute to the development of the Russian economy and bring Russia and the European integration community closer to each other. However, the current version of the initiative is not effective. Its content is amorphous. Priorities in cooperation are not always clear. All this makes it difficult to implement the initiative. Relying upon the research conducted for this purpose, the author of the report as well as other participants of the round-table discussion organized at the MGIMO-University on November 18, 2011 identified several ways of how the initiative can be improved.

First of all, the Partnership between Moscow and Brussels should focus on achieving the goals of Russia's modernisation. These aims have been clearly stated by the country's leaders and they are set out in such documents as the “The Concept of Social and Economic Development for the period till 2020”. Russia aspires to remain a leading global power of the 21 st century, to play a leading role in the global economic competition, to successfully ensure its national security and to enforce constitutional rights of its citizens. In more specific economic terms, the aim is to become one of the five leading countries of the world with the largest GDP determined in accordance with the criteria of the purchasing-power parity in the period of 2015-2020. The connection between Russia's own modernisation efforts and the support of the European Union should be simple and clear.

Second, the initiative should complement the EU current practical contribution to the development of the Russian economy. Today it is expressed, inter alia, in capital investments and export of industrial equipment to Russia by the leading corporations of the EU countries. The Partnership should focus on creating incentives in three main areas, which are vital for the Russian economic development: attracting investments, technology transfer and institutional reforms for better regulation of the economic activity.

Third, it is essential to achieve synergy between the Partnership for Modernisation initiative and similar programmes agreed upon by Russia and individual EU member-states. There should be division of labour between national authorities and the EU institutions on the basis of existing competitive advantages and competences. The Partnership between Russia and the EU should be aimed at improving the regulatory environment and creating incentives for investments, while the development of specific industrial sectors should be left to bilateral cooperation.

Fourth, the Partnership for Modernisation should contribute to the interests of both partners. It is important to sustain the initial impulse for cooperation by providing specific, practical benefits for the parties. The European Union is interested in the outcomes of joint projects in the same degree as Russia. Therefore the initiative should broaden the opportunities for the companies from the EU countries to receive profit along with Russian partners.

Fifth, it is necessary to limit the number of priorities. The parties should focus the existing resources on the narrow list of key areas of paramount importance. These could include the need to reduce administrative barriers, to increase transparency in business, to strengthen protection of intellectual property rights.

Sixth, it is important to separate the technological and economic modernisation, on the one hand, and broader social and political reforms, on the other. These two aspects are closely connected. However, the parties should not artificially make them interdependent. Consequently, cooperation in these spheres should be carried out in separate forms and through different specific initiatives.

№2(63), 2012

№2(63), 2012