Испания: урезать, так урезать


И укрупнять?

Совсем недавно правоцентристское правительство Испании, сменившее кабинет социалистов, обещало не повышать налоги, но не смогло сдержать слово. В попытке сократить бюджетный дефицит испанский премьер Мариано Рахой объявил о значительном увеличении подоходного налога, а также налогов на сбережения и недвижимость.

Впрочем, его предшественник Хосе Луис Родригес Сапатеро тоже не выполнил свое обещание, когда в 2010 году под ударами финансового кризиса был вынужден заморозить пенсии и увеличить пенсионный возраст, урезать зарплаты чиновников и потребовать от автономных правительств в регионах проводить жесткую финансовую политику. Что это, как не повышение косвенных налогов?

Совместные, хотя и разновременные усилия традиционно противоборствующих левоцентристов и правоцентристов привели к тому, что по уровню фискальной нагрузки на население Испания вышла на одно из первых мест в Европейском Союзе. Состоятельные люди, чей доход превышает 300 тысяч евро в год, отныне обязаны отчислять в казну 52% от этой суммы. А в Каталонии аналогичный налог поднят до 56%. И это, похоже, еще не предел.

В 2011 году власти Испании не смогли достичь сокращения бюджетного дефицита с 9,3% до 6% ВВП – этот показатель составил 8%. В текущем году Мадриду придется добиваться согласованного с Брюсселем сокращения до 4,4%, и одновременно проводить структурные реформы для обеспечения роста национальной экономики и борьбы с самым высоким в ЕС уровнем безработицы. Он достиг 23%. Испания остро нуждается в реформировании рынка труда.

Финансовый кризис оказывает все более заметное влияние на внутреннюю политику. Требование Мадрида ужесточить финансовую дисциплину вызывает растущее раздражение некоторых из 17 автономных региональных правительств, привыкших жить на широкую ногу. Полной неожиданностью стала готовность некоторых из них передать полномочия центральному правительству, чтобы не потерять лицо в глазах своих избирателей. Такая тенденция тем более неожиданна, что некоторые автономии еще недавно добивались расширения своих полномочий вплоть до отделения от остальной части страны.

Однако возврат компетенций от регионов Мадриду не предусмотрен конституцией Испании. Некоторые политики и социологи видят выход в проведении административной реформы для укрупнения автономий. Они ссылаются на пример Германии: эта страна с населением в два раза большим испанского разделена всего на 16 земель.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№2(63), 2012