Без мигрантов все же не обойтись


Каждая третья компания в Германии целенаправленно нанимает на работу именно мигрантов. Этот факт был установлен в результате опроса, проведенного Германской торгово-промышленной палатой (ГТПП). В нем участвовали 1500 предприятий.

Кроме того, было установлено, что интеграция в рабочие коллективы, как правило, протекает без проблем, и особенно успешно она проходит у средне- и высококвалифицированных работников. Во всяком случае, 86% представителей опрошенных предприятий это подтверждают. В случае с малоквалифицированными мигрантами картина существенно отличается: об отсутствии сложностей сообщили только 63% участников опроса.

Глава ДТПП Ханс-Хайнрих Дрифтман оценил эти результаты исследования как воодушевляющие. «Для обеспечения рабочей силой в будущем нам понадобится больше хорошо образованных работников из-за рубежа, – сказал он. – Мы не должны, тем не менее, успокаиваться на достигнутом. И политикам, и предпринимателям, и гражданам – всем надо воспитывать в себе культуру приема мигрантов».

Сейчас в Германии насчитывается 16 миллионов человек, которых можно отнести к некоренному населению. Это практически одна пятая жителей ФРГ. А среди детей и подростков до 15 лет потомков «понаехавших» и вовсе каждый третий.

Никакого опыта взаимодействия с работниками-мигрантами не имеют всего лишь 13% германских компаний, причем в подавляющем большинстве это даже не мелкие, а буквально мельчайшие предприниматели. Зато 23% компаний готовы помочь мигрантам в повышении профессионального уровня, 15% согласны содействовать в их обучении немецкому – в пределах, продиктованных производственной надобностью.

Примерно 25% компаний целенаправленно используют знания мигрантов о странах их происхождения, а в промышленности таких компаний даже 30%. Это касается как языков, так и знания местных рынков и культурных особенностей.

Чем больше предприятие, тем скорее оно начинает проводить в жизнь программы помощи мигрантам. Ну а мелкие предприятия тоже можно понять, поскольку там работает меньше мигрантов, да и в средствах они более стеснены. В отраслевом плане особенно успешно с мигрантами взаимодействует строительный бизнес (74%), промышленность (60%) и торговля (55%).

Особенно важным для себя представители компаний считают то, чтобы политики убрали препятствия для приезда высококвалифицированных мигрантов и облегчили признание зарубежных документов о получении образования.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№2(63), 2012