Лекарство по вашей мерке


Новое слово в медицине – «персонализированное», или «индивидуализированное» лекарство. В принципе, они должны отличаться от стандартной пилюли как отличается костюм, сшитый по вашей мерке от купленного на рынке. А как это выглядит на деле?

Симпозиум, проведенный Австрийской академией наук, пришел к выводу: в онкологии с помощью этих новинок были достигнуты заметные успехи. Дело в том, что с помощью методов молекулярной биологии стал возможным учет индивидуальных характеристик заболевания, проявляющихся у конкретного пациента. И индивидуально подогнанное лекарство, если позволительно применить здесь такую терминологию, бьет уже не по площадям, а стреляет прицельно, что заметно эффективнее. Да к тому же позволяет избежать многих побочных эффектов, порой оказывающихся не менее опасными, чем то заболевание, которое пытаются излечить.

Что должно «уметь» такое «индивидуализированное» лекарство?

Оно должно воздействовать строго на опухолевые клетки, точно отличая их от окружающей ткани, причем не вообще, а именно у конкретного больного.

Выбор терапии осуществляется с учетом специфических характеристик каждого пациента, что позволяет минимизировать побочные эффекты.

Медикамент прицельно действует против определенного типа опухолей, вне зависимости от того, какой орган ими поражен. Скажем, появляется возможность использовать лекарство, эффективное в лечении карциномы молочной железы, для борьбы с карциномой простаты. Ведь оно будет воздействовать на конкретный подтип клеток карциномы, которые могут стать причиной появления опухоли и в других органах.

Медики утверждают, что такой медикамент оказывается эффективным даже там, где привычная терапия бессильна. Это особенно важно, поскольку многие онкологические лекарства уже достигли своего потолка, и не осталось никаких возможностей для повышения их результативности.

А ведь речь, между прочим, идет о судьбе многих миллионов человек: согласно прогнозам, в 2020 году рак соберет обильную «жатву». От этой хвори в мире расстанутся с жизнью примерно десять миллионов человек.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№1(62), 2012