Главная > Открываем старый свет > Ничего личного – просто бизнес

Ничего личного – просто бизнес

image_pdfimage_print

Причем бизнес, как мы увидим, весьма выгодный. Речь идет о торговцах, в любую погоду терпеливо поджидающих покупателей на рождественских базарах, без которых не обходится ни один уважающий себя германский город.

А как же кризис, а как же строгая экономия на самом необходимом? Ну, уж нет! На чем угодно, но только не на таком излюбленном развлечении, как поход на вайнахтсмаркт. Тут уж скупиться – в разумных, надо понимать, пределах – не будет никто. Даже давно и бесповоротно вышедший из детского возраста дядя и тот может, спеша по нескончаемым делам, на минутку забежать в это средоточие деревянных домиков, чтобы пройтись по рядам, поглядеть на разные диковинки и, что уж греха таить, хлопнуть стаканчик глинтвейна с ромом.

Однако мы отвлеклись: вернемся к теме бизнеса. Говорят, что тот, кто однажды вошел в этот гешефт, скорее всего не расстанется с ним до смерти. Ветераны рождественских рынков видели и пережили многое. Им приходилось в считанные минуты сворачиваться и убегать после того, как полиция получала предупреждение о возможном теракте. Они стойко выдерживают нуднющий непрекращающийся дождь – обычная декабрьская погода в Германии. Они переживают даже снежные завалы – случается и такое, хотя и редко. И все это в продувной дощатой будочке, обогреваемой в лучшем случае маленьким бытовым калорифером. А Германия, заметим, никак не Сибирь: народ там к морозам не особо привычен. Но терпят: бизнес есть бизнес.

Забавно, что даже всезнающая германская статистика, умудряющаяся, казалось бы, пересчитать все шерстинки на кошачьих хвостах, не дает ответа не вопрос о том, сколько в этом году в стране будет раскинуто вот таких вот ярмарок. Приходится довольствоваться обтекаемым «многие тысячи». К числу наиболее известных, на которые, порой, приезжают издалека, относятся вайнахтсмаркты в Ахене, Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Мюнхене, Нюрнберге, Штутгарте…

Для торговцев игрушками это золотая пора: в предрождественские недели они получают до трети годового дохода. Не очень отстают от них торговцы часами, книгами и разными электронными забавами: они наторговывают в это время около 25% годового объема.

В этом году нет никаких оснований ожидать чего-то худшего, утверждают эксперты. Можно даже спрогнозировать рост в 1,5 процентных пункта. Для розничных торговцев это весьма отрадно, поскольку они пережили несколько не самых лучших лет и стремятся отыграться за все тяготы. Но рекордный уровень 2006 года превзойти, конечно, не удастся.

И все же торговцы с рождественских базаров – народ оптимистичный, полный надежд на лучшее: профессия обязывает. В Лейпциге и Нюрнберге, к примеру, в этом году ждут не меньше посетителей, чем в прошлом, то есть порядка двух миллионов. С ними солидарны и организаторы дрезденского Штрицельмаркта. Они готовы даже превзойти прошлогодний уровень – если погода не подгадит. В прошлом году на саксонскую столицу зима навалилась так быстро и неожиданно, что, говорят, кое-кого из потенциальных посетителей даже напугала. Мюнхенцы солидаризируются с коллегами по профессии и уверяют, что сделают все возможное, чтобы дело шло без сучка и задоринки.

Между прочим, городские власти от всей души поддерживают эту коммерцию. Оно и понятно: приехавшие в город, пусть даже и на один день, туристы пополняют его доходы: там поедят, здесь выпьют, а устанут так и вовсе ночевать останутся. Скажем, во Франкфурте исходят из того, что каждый такой «однодневный» турист все равно оставит в городе на Майне свои 35 евро. А перемножив их на «количество голов», можно получить вполне весомый итог – 105 миллионов евро. В Нюрнберге власти думают заработать от 80 до 100 миллионов. Ушлые мюнхенцы запланировали получить аж 202 миллиона евро: они предусмотрительно собирают вайнахтсмаркт на Мариенплац, окруженной множеством крупных универмагов. К тому же в баварской столице решили попробовать избавиться от сугубо гастрономического привкуса всех мюнхенских народных праздников вроде Октоберфеста. В этом году под кулинарные изыски отвели только каждую пятую будку.

Правда, что касается глинтвейна, то перспективы его продажи как всегда отменные. Конечно, продавцы держат в строгом секрете все цифры, касающиеся объемов сбыта. Даже хорошо информированные германские журналисты не могут назвать точных параметров, ограничиваясь указанием на «миллионные суммы», которые может выручить будка, установленная в правильном месте. В это, надо заметить, легко верится, поскольку в промозглую осеннюю погоду мало что примиряет с действительностью так же как стаканчик глинтвейна – а уж с ромом, с амаретто или с вайнбрандом – выбирайте сами: мы же, в конце концов, в демократической стране, не так ли?

Кстати, в Нюрнберге (да-да, именно оттуда родом глинтвейн «Кристлькинд», предлагаемый в наших супермаркетах по совершенно непотребным ценам) за аренду будки торговец глинтвейном будет платить всего по 904 евро с погонного метра, причем установят ему это строение за счет города. Понятно, что сбыт этого излюбленного в столице Франконии – да и не только там! – напитка прямо зависит от температуры окружающей среды – чем, холоднее, тем больше. То же самое относится и к фигурным пряникам – лебкухенам, без которых не обходится ни одно рождество. Вышеприведенную информацию можно считать достоверной, ибо сообщена она Штефани Герстакер, хозяйкой одноименного нюрнбергского винного погребка, признанного лидера по части глинтвейна.

Идеальная температура для этого сегмента предрождественского бизнеса – плюс пять градусов. Будет теплее – ничего страшного, в январе и феврале продавцы свое возьмут все равно. А больше неких – опять-таки не разглашаемых, но подтвержденных многолетним опытом – объемов продать так и так не удастся: покупателей с двумя желудками пока еще не изобрели.

А как обстоит дело с конкуренцией? В общем-то о-го-го как, что подтверждает пример баварской столицы. Кроме уже упоминавшегося центрального вайнахстмаркта перед ратушей, его соперники распределены по всей центральной части города. Есть «средневековый» рынок на Виттельсбахерплац, «Пинк кристмас» в окрестностях Гэртнерплац – района, облюбованного приверженцами нетрадиционных взаимоотношений между полами, ну и еще 17 рождественских рынков. Но места пока, вроде бы, хватает всем.

Сами не едят и другим мешают!
Представьте себе, есть у рождественского кулинарно-развлекательного великолепия и противники. Кто же они? Сторонники здорового питания, люди, словно специально созданные для того, чтобы отравлять жизнь тем, кого злодейка-судьба не наградила гастритом, диабетом, гипертонией или панкреатитом.
Ну, какие тут диеты, когда облако ароматов, поднимающихся над вайнахтсмарктом способно пробудить аппетит даже у недавно пообедавшего человека?
Ах, сахарная вата, братвурсты и яблоки в карамели это нездорOво? Ну, так и не ешьте, а нам не мешайте! И пожалуйста, подсчитывайте эти ваши килокалории где-нибудь подальше от жаркого из шампиньонов. Любому нормальному человеку совершенно все равно, больше там витаминов, чем в брокколи, или меньше и сколько там калия, йода и фтора. Это вкусно, понимаете вы или нет? А если еще использовать их как закуску для… Ну, ладно, ладно, не стану оскорблять вашу ранимую и истощенную диетами душу рассказами о столь прозаических вещах.
Купите лучше кулек жареного миндаля! Да отстаньте вы, наконец, от меня с вашими насыщенными жирами! Хотя бы в канун Рождества я не хочу ничего слышать о том, что способствует отложению жира, а что ему препятствует. В грецких орехах много мелатонина? Да хоть бы его там и совсем не было, вы лучше попробуйте заесть ими рюмочку… Ладно, не буду, не буду.
А яблоки-то в карамели чем вам помешали? Смотрите, какие нарядные, красно-малиновые и на удобную палочку насажены. Карамель – это калорийная бомба? Опять вы о своем… Ладно, возьмите бананы в шоколадной глазури. Это же шоколад, генератор хорошего настроения! После этого придется отказаться от ужина? Ну, и ладно, ради собственного здоровья можно и пострадать немного. Зато завтра поплотнее позавтракаете, а?
Ну, съешьте хотя бы пончик, не беда, что он жарился во фритюре. Там зато внутри шиповниковый джем – просто кладезь этого вашего витамина С, который озабоченный собственным здоровьем люди поглощают просто так, в виде драже. А тут все-таки джем, а?
Смотрите – печеные каштаны уютно пощёлкивают на жаровне. Там как раз эти, как их, ненасыщенные жиры. Сорок процентов сахара? Ну, знаете, на вас не угодишь! Все едят и радуются, а вам главное – 40%…
Так, пошли лучше к пряникам. Вот уж истинно здоровое питание: в средние века монахи их в аптеках продавали. Типичное надувательство? А вот и нет! Знаете сколько там корицы? А она, между прочим, действует как природный антибиотик. К тому же корица – а также анис и гвоздика – есть во многих напитках, предлагаемых на вайнахтсмарктах. Да, знаю, что там еще и алкоголь, ну так надо держать себя в руках, не наливаться так, чтобы из ушей капало. И тогда вам не будут страшны ни глинтвейн, ни грог, ни пунш.
Вообще меру полезно знать во всем, в том числе и в поглощении еще одного рождественского лакомства – штолле, традиционного саксонского кекса. Как он ни вкусен, но нельзя забывать, что это все же не хлеб, а сладость, и потреблять его надо соответственно.

Марципан для бедных
В последние годы на германских рождественских рынках, среди неисчислимого разнообразия сладостей стала появляться некая новинка, претендующая на то, чтобы составить конкуренцию еще одному предрождественскому хиту – марципану. Но если классическое изделие состоит из бланшированного миндаля и сахара, то эрзац, носящий название персипан, состряпан из немыслимой смеси – измельченные персиковые и абрикосовые зернышки, соя, бобы, горох и даже люпин! И к тому же – крахмал, хотя и немного.
Да, из ядрышек персика и абрикоса предварительно извлекается амигдалин, который, во-первых, слишком горек, а, во-вторых – в смеси с водой выделяет синильную кислоту. Но присутствие крахмала легко установить классическим, со школы известным способом – с помощью йода. Правда, изготовители подделок, говорят, нашли способ обходиться без крахмала, что затрудняет обнаружение подделки.
Из этого «марципана для бедных» изготавливают и популярные уже много десятилетий конфеты «Домино», и персипановый «хлеб» и персипановые штолле. При этом наживают немалые деньги, поскольку марципан – лакомство недешевое. Но поскольку оно неразрывно связано с рождественскими праздниками, то в эти недели на нем не экономят даже самые скаредные родители. Чем и пользуются фальсификаторы.

№12(61), 2011