Главная > Дневник событий > Политика > «В Европе слишком многие не воспринимают правила всерьез»

«В Европе слишком многие не воспринимают правила всерьез»

image_pdfimage_print

Во всяком случае, именно так видит ситуацию президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, о чем он и поведал в интервью австрийской газете «Прессе».

Надо сказать, что его мнение особенно интересно, поскольку Эстония только в начале этого года вступила в зону евро. Не воспринимает ли глава эстонского государства этот шаг как приобретение билета на «Титаник»?

Ничуть не бывало! Т.Х.Ильвес полагает, что все обстоит ровно наоборот: вне зоны евро восточноевропейским государствам пришлось бы сейчас гораздо тяжелее, причем, пострадали бы они первыми. А присоединение к единой европейской валюте, которое, кстати, после 2004 года законодательно предписано всем членам ЕС, разумеется, каждому в свое время, Эстонии только помогло. Правда, в детали господин президент предпочел не вдаваться, указав только, что «пишут много чепухи о том, как маленькие страны получат преимущества, если обесценят свою валюту».

На недоуменный вопрос журналистов – дескать, а разве обесценение национальной валюты не создает стране конкурентных преимуществ? – эстонский лидер категорично отрезал: «Эту бессмыслицу распространяет американский экономист Пол Кругман. Он приводит в пример Аргентину, имеющую относительно изолированную экономику и большой внутренний рынок. Эту логику нельзя распространять на небольшие экономики открытого типа, действующие внутри ЕС».

Преодолев некоторое ошеломление, журналисты решили зайти с другой стороны. Эстония в 2008-2009 годах находилась в глубоком спаде. Внутренний валовой продукт сократился на 14%. А в августе этого года американское агентство «Стандард энд Пурс» повысило её рейтинг. Как стране удалось выплыть?

«Мы предприняли внутреннее обесценение, – с милой непосредственностью сообщил президент. – На 20% сократили зарплаты в государственном секторе, а в частном даже еще больше. Было трудно, но мы справились».

Как? Благодаря небывалой стойкости эстонцев, закаленных сибирской ссылкой: «Имея такой опыт, не увидишь повода для беспорядков в том, что тебе немного сокращают зарплату. Я бы даже сказал больше: люди, которые протестуют в других странах Европы, должны отдавать себе отчет, что они живут на незаработанные деньги». Большинство сограждан, видимо, с мнением главы государства согласны, поскольку недавно избрали его на новый срок. А мнением «неграждан» в этой демократической стране интересоваться не принято. Подумаешь, какие-то потомки оккупантов, которые и в Сибири-то не бывали.

Собеседники робко поинтересовались, что собственно Т.Х.Ильвес имел в виду? Глава эстонского государства охотно пояснил. «Собственность компании включает в себя активы и пассивы». Затем, решив все же не ограничиваться высказыванием, по информативности равному суждению о том, куда впадает Волга, добавил: «Компании, которые, подобно некоторым государствам ЕС, имеют долги в сумме 120% ВВП, никогда и ни за что не будут считаться богатыми. Это кажущееся процветание. У Эстонии нет долгов, заслуживающих упоминания. Поэтому эстонцы мало симпатизируют социальным протестам в тех странах, где живут в долг».

Еще одну беду Европейского Союза Т.Х.Ильвес видит в том, что слишком много стран не принимают всерьез установленные правила. Но при этом обещает, что его сограждане, «как и положено эстонским крестьянам» будут и дальше их придерживаться. В то же время, он усматривает серьезную опасность нарастания протестного популизма в странах Северной Европы. В пример он привел Финляндию, где вторая политическая сила, «за исключением нескольких личностей», не расистская и не ксенофобская. Всплеск популярности «Истинных финнов», по мнению президента, связан с тем, что «многие не понимают, почему они должны поддерживать страны, не придерживающиеся правил».

Президент Эстонии знает, о чем говорит: в его собственной стране 75% граждан против того, чтобы их государство принимало финансовое участие в спасении несостоятельных должников. Признав это, он напомнил, что 75% парламентариев проголосовали «за». При этом Т.Х.Ильвес особо подчеркнул: помогать эстонцам приходится стране, где люди живут заметно лучше, чем они сами. «Средний доход эстонца составляет 800 евро (в месяц). Это меньше минимальной зарплаты в Греции», – сказал он.

И в завершение – еще одна обнадеживающая деталь. Отвечая на вопрос об отношениях с Россией, президент отметил, что с эстонской стороны они отмечены «дружелюбным равнодушием». Если это действительно так, то ничего лучшего и быть не может.

Андрей ГОРЮХИН

№12(61), 2011

№12(61), 2011