История и культура Ошмянского района Беларуси


Ошмянский район – уникальный в своем роде. Издавна здесь живут в мире и согласии белорусы и литовцы, русские и украинцы, евреи и поляки, представители католичества, иудаизма, ислама и православия. Причин этому несколько. Во-первых, сказывается приграничное положение района. Во-вторых, на протяжении столетий территория района входила в состав Великого Княжества Литовского (далее: ВКЛ), Речи Посполитой, Российской империи, Польши, БССР. Эти обстоятельства научили жителей района толерантности, умению строить добрососедские отношения с людьми вне зависимости от того, к какой этнической группе и к какой религиозной конфессии они принадлежат.

Белорусов, литовцев, русских и поляков, издавна живущих по соседству, объединяет многое: общая история, менталитет, культурные и родственные связи. Уже само название города Ошмяны указывает на так называемый «балтский след». Некоторые ученые считают, что оно возникло от литовского слова «акмянес» — острие. Ошмянская крепость, по их мнению, была острием меча, которое неоднократно останавливало захватчиков.

О том, что у белорусов и балтов наблюдалось тесное соседство, свидетельствует и топонимика. Наиболее характерными литовскими являются названия населенных пунктов с окончаниями -ишки (Новошишки, Хоронжишки), -яны (Ошмяны, Жупраны) и многие другие. Кроме этого балтизмы есть и в антропонимии, в фамилиях. Среди преобладающих белорусских фамилий у белорусского католического населения встречаются и, несомненно, литовские: Мачель, Юркатис, Бортис, Микшта и многие другие.

Роль Ошмян в общей истории белорусов, поляков, литовцев достаточно велика. Считается, что в древности раздел между балтами и славянами как раз и проходил по реке Ошмянке. Ошмяны были одним из ближайших к Вильнюсу населенных пунктов из важнейших административно-торговых и военных трактов ВКЛ, который соединял столицу с восточными землями «Виленской половины» (Вильно-Медники-Ошмяны-Боруны-Крево-Минск). С 1413 года он был самым крупным среди пяти уездов Виленского воеводства и стоял на пути, который связывал ВКЛ с русскими княжествами, а потом и с российским государством. Такое географическое положение Ошмян способствовало тому, что город находился в центре всех политических событий.

Именно ошмянская земля (местечко Гольшаны) была родной для королевы Польши, жены Ягайлы, основательницы рода Ягеллонов Софьи Гольшанской, которая дала миру королей Польши, Венгрии и Литвы. Вместе с мужем она добивалась закрепления польского трона за своим сыном Владиславом. В 1440 году Владислав стал также королём Венгрии, а младший сын Казимир – великим князем литовским. Софья Гольшанская внесла вклад в развитие культуры как белорусов, так и поляков: она выступила инициатором первого перевода Библии на польский язык (так называемая «Библия королевы Софьи»).

Именно в Ошмянах в ночь на 1 сентября 1432 года группа заговорщиков лишила власти великого князя Свидригайло и посадила на трон Жигимонта Кейстутовича.

Именно в Гольшанах производилась бумага высокого качества с водяными знаками, которая использовалась для написания грамот, указов.

На протяжении столетий Ошмянский уезд становился то частью Польши, то России, то Литвы.

После раздела Речи Посполитой Ошмянский уезд (по некоторым документам – только его часть) вошел в состав России после второго раздела (1793 году) и на короткое время был отнесен к Минской губернии. Но после третьего раздела он перешел в Виленскую губернию, в составе которой и оставался до самой ее ликвидации в 1920 году.

По имеющимся в архивах данным, население Ошмянского района говорило на белорусском языке с использованием литовских, русских и польских слов, а в материалах П.И Кеппена имеются сведения о шести деревнях Ошмянского уезда, в которых «употребляется не только польско-русский, но настоящий литовский язык».

Хочется акцентировать внимание на том факте, что у трех соседних народов – белорусов, литовцев и поляков — общее и культурное наследие. Не буду останавливаться на характеристике литературных памятников, которые считаются основой и польской, и белорусской, и литовской литератур. Только замечу, что впервые Ошмяны упоминаются в 1341 году в «Хронике Литовской и Жамойтской», общем памятнике литературы как для литовцев, так и для белорусов и отчасти для поляков и русских (город принадлежал Гедимину, по наследству перешел к его сыновьям Явнуту (с 1341 года), потом Альгерду (с 1345), с 1382 стал собственностью великого князя Ягайлы).

Поляки, белорусы, и литовцы считают многих поэтов, ученых, художников, композиторов по-настоящему «своими».

К примеру, родина белорусского, как говорят у нас, «мужыцкага» поэта конца 19 столетия Франтишка Богушевича находится сегодня на территории Литвы, а его могила – в Жупранах в Ошмянском районе. Его память чтят как литовцы, так и белорусы.

Польский химик, врач, философ и просвятитель Анджей Снядецкий похоронен в Ошмянском районе, в деревне Городники. Родился Анджей Снядецкий в Польше, работал в Вильнюсском университете, так что его достижениями гордятся все три соседних народа. Кстати, в 2008 году учащиеся Кольчунской школы кропотливо собирали материал про своего известного земляка Анджея Снядецкого. Итогом научно-поисковой деятельности было не только открытие школьного музея, но и установление тесных взаимосвязей с учеными Литвы, где работал Анджей, а также организация международной конференции, посвященной 240-летию со дня рождения ученого, гостями которой стали литовцы из Шальчининкая.

Польский писатель, поэт, историк, журналист Чеслав Янковский родился в деревне Поляны Ошмянского района. Своей родной ошмянской земле он посвятил труд «Ошмянский повет. Материалы для истории земли и людей». К большому сожалению, эта его работа до сих пор не переведена на русский язык.

В Гольшанах родился и учился Константин Стриевский. Он – участник трех русских революций, комиссар Петроградского продовольственного комитета.

Возвращаясь к истории Ошмянской земли, хочется отметить, что в Первую мировую войну территория была занята германскими войсками, в 1919-1920 годах – польскими, Красной Армией. В 1919 году она — в составе БССР, в 1920-1922 годах – Средней Литвы, с 1922 по 1939 год — Ошмянского повета Виленского воеводства Польши. В 1939 году вошла в состав БССР.

Вхождение территории в состав Белорусской ССР привнесло новый виток в отношения между литовцами и белорусами на нашей территории. Учитывая, что Ошмяны и Вильнюс разделяют 50 километров, население приграничья тесно контактировало и сотрудничало. Между Вильнюсским районом и Ошмянским проводилось социалистическое соревнование. Сегодня в краеведческом музее Ошмян хранится большое количество сувениров того времени, которыми обменивались делегации двух районов во время визитов и дружеских встреч.

В 60-70 годы 20 века в Ошмянах открывается филиал Вильнюсского радиозавода, ошмянцы устраиваются работать на вильнюсские предприятия, получают квартиры, литовцы приезжают работать к нам. Укрепляются культурные связи. В Ошмянском районе стали традиционными Дни Литвы, когда на открытых площадках выступали творческие коллективы из соседней республики. Ошмянцы не только активно посещали театры, концертные площадки Вильнюса, но и наши самодеятельные артисты выступали на сценах литовских городов.

К примеру, 70-80 годы были годами тесного сотрудничества редакции районной газеты «Красное знамя» и вильнюсской районной газеты «Дружба». Журналисты устраивали совместные «летучки», обменивались идеями, проводили совместные семинары и дружеские встречи.

Конечно, с распадом Советского Союза и появлением таможенных границ взаимодействие литовского и белорусского населения несколько уменьшилось, но не прекратилось. На протяжении десятилетия нам трудно было перемещаться по некогда общей территории. Главными оставались прежде всего родственные связи – ошмянцы посещали родственников в Литве, поскольку за годы тесного соседства было заключено огромное количество литовско-белорусских браков, посещали могилы умерших предков.

На современном этапе Беларусь в целом и в частности наш Ошмянский район заинтересованы в продолжении и укреплении тех добрососедских отношений, которые сложились на протяжении столетий, в налаживании контактов со своими соседями как в сфере производства и промышленности, так и в сферах туризма, культурного обмена, обмена опытом по многим вопросам. Отсюда и новый импульс в отношениях, новые связи, новые контракты и новые визиты.

За последние несколько лет заключены соглашения о сотрудничестве между Ошмянским районным исполнительным комитетом и администрацией Вильнюсского района Литовской Республики, Белорусским культурным центром Шальчининкайского района Литовской Республики, Укмергского района Литовской Республики, с Кондопожским районом Республики Карелия, с гминой Сувалки Республики Польша, с районом Северное Тушино в Москве.

В 2010 году стартовал новый проект – региональная выставка «Северный вектор Гродненщины». Именно ему и надлежит стать новой объединяющей наши соседние народы силой.

Интерес к мероприятию проявили представители дипломатических миссий и бизнес-кругов целого ряда стран – Литвы, Латвии, России, Украины, Польши, Молдовы, Азербайджана, Словакии. Зарубежные гости знакомились с продукцией наших предприятий, изучали предложения, налаживали контакты. Приглашенные высоко оценили организацию данного мероприятия и определили его итоги для укрепления путей сотрудничества и взаимодействия.

Среди конкретных предложений – совместный проект с делегацией Кондопожского района Республики Карелия о строительстве предприятия по выращиванию форели. С Укмергским районом Республики Литва заключен договор о сотрудничестве, разработан проект по безопасности дорожного движения, в соответствии с которым планируется установить светофоры и камеры наблюдения в Ошмянах. Два проекта с Вильнюсским районом предусматривают организацию информационного центра для туристов в музее, издание презентационной печатной продукции.

Два симметричных проекта с гминой Сувалки направлены на развитие сотрудничества в области спорта и формирование принципов здорового образа жизни. Гмина Сувалки – один из главных туристических регионов Польши, поэтому в данном направлении видится поле для взаимовыгодных предложений. Много внимания важно уделить и налаживанию контактов между школами Ошмянского района и гмины Сувалки, чтобы наши дети и молодежь смогли сотрудничать в дальнейшем.

В рамках трансграничного сотрудничества районов ведутся переговоры о проблеме охраны вод бассейна Балтийского моря: литовские делегации ученых – частые гости в нашем районе. Поскольку река Ошмянка впадает в Вилию, которая, в свою очередь, несет воды в Балтийское море, Европейский Союз заинтересован в очистке вод. Благодаря новому проекту возможно частичное финансирование реконструкции очистных сооружений г. Ошмяны.

Несколько слов хотелось бы сказать о межконфессиональных отношениях. Доминирующее положение в районе сегодня занимает католицизм, хотя Ошмяны на протяжении долгого времени считались еврейским местечком. По данным последней переписи населения, католики составляют около 80 процентов, православные 15 процентов.

Интересным представляется тот факт, что сегодня православный храм Воскресения Христова стоит на том месте, где раньше располагался деревянный костел святой Троицы. На главной площади Ошмян, согласно инвентарю 1668 года, находился Доминиканский монастырь с костелом Святой Троицы. В 1849 году по причине своей ветхости костел был разобран, рядом был построен новый каменный костел. Местные торговцы стали ходатайствовать о том, чтобы место, где стоял деревянный костел, передали под рынок. В это время настоятелем Богоявленского храма стал Даниил Петровский, который решил, что негоже место христианского храма отдавать под рынок, и получил разрешение на постройку в центре города Спасо-Воскресенской церкви.

Подчеркну, что уже давно никого не удивляет соседство в наших населённых пунктах храмов разных религий – православных и католических. Люди с уважением относятся к вере соседей, а во многих семьях отмечаются и почитаются традиции, праздники и памятные даты одновременно двух религий. Лучшим доказательством добрососедства различных религий в нашем городе является, что на центральной площади города – площади 17 сентября – рядом стоят православный храм Воскресения Христова и католический костел Архангела Михаила, а ста метрах от них — синагога.

Так что Ошмянский район по праву можно считать примером мирного сосуществования представителей различных конфессий и народов.

Лариса КОХАНОВСКАЯ
журналист газеты «Ошмянский вестник»,
г. Ошмяны, Гродненская обл., Беларусь

№12(61), 2011