Нулевая попытка


Восточный календарь, фигурки на столах, этажерках и полочках, милые детали быта и встречи Нового года, многие другие элементы китайских традиций уже давно вошли в отечественную культуру. Легко и органично. Обогатили ее, сделали еще более разнообразной и космополитичной. Западная и Центральная Европа с Китаем лишь начинают знакомиться. Только открывают его для себя. Тамошнему обывателю все в диковинку.

Эту историю у нас давно и хорошо знают. Может, правда, подзабыли какие детали. В том числе существенные. Ему она откроет глаза на то, почему свою цивилизацию жители Поднебесной считают древнейшей. Не лишняя она и для понимания того, почему иероглиф, обозначающий цифру «4», ассоциируется с понятием «смерть».

Наши авиастроители с упорством, достойным иного применения, пытались продвинуть на китайский рынок Ту-204. Потенциальные покупатели уговаривали, просили, убеждали: «Ну, назовите вы ваше детище иначе, скажем 205, 207, да любым образом, но как-то по-другому». Наши не вняли. Результат известен.

Рассказывают, что появление Адама на Земле – вторая попытка создать человека. Была и первая. Не менее успешная. И изначально именно люди с раскосыми глазами и желтым цветом кожи могли захватить нашу планету. Однако все по порядку.

Когда Земля уже была готова, и пришел черед заселять ее всякими божьими созданиями, сотворил Всевышний четырех протолюдей по числу сторон Света. Сотворив их, решил наделить большим знанием и недюжинными способностями. Но навязывать свою волю не пожелал, а надумал оттолкнуться от их собственных глубинных потребностей и желаний.

Призвал их Творец к себе и предложил:

– Выбирайте, кем вы хотите стать, какими удивительными, непревзойденными способностями вас наделить.

– Хочу быть Семьянином, – откликнулся Первый из них. – Просто семьянином. Чтобы была у меня любящая жена, чтобы вокруг копошились и озорничали дети, мал мала меньше. А я мог обо всех них позаботиться и сделать счастливыми.

– Принято, – улыбнулся ему в ответ Всевышний доброй отеческой улыбкой. Но не только улыбнулся, но и сразу сделал, как было заказано. После чего вопросительно посмотрел на Второго.

– Хочу быть Созидателем, – сказал Второй. – Чтобы смешивать краски, так чтобы все вокруг заиграло. Чтобы создавать полотна, глядя на которые наши потомки делались бы лучше. Чтобы строить мосты, соединяющие людей и континенты.

– Заметано, – подбодрил его Творец. – Приступай, не мешкая. Не терпится увидеть, как у тебя выйдет.

И Второй моментально ощутил, как забурлили в нем недюжинные способности.

– А ты? – обратился к Третьему из протолюдей Главный управитель Вселенной.

– А я бы предпочел стать Лекарем, – вымолвил Третий. – Так здорово, когда вокруг все сильные? крепкие, веселые, жизнерадостные. Никаких тебе хвороб, недомоганий, психических отклонений.

– Чудненько, – возрадовался Создатель. – Получай и ты все испрошенное. За дело можешь браться прямо сейчас, без проволочек. Пусть все, что у меня получается, выходило без изъянов и червоточинки.

Тут бы Всевышнему поставить точку. Остановиться. Вот как у Александра Сергеевича в «Царе Султане» чудненько получилось. Но, увы, интуиция не сработала.

– А тебе чего? – обратился он к Четвертому. – Заказывай. Сделаю все, как пожелаешь.

– Хочу быть Воином, – прорычал в ответ Четвертый. – Чтобы мускулы бугрились. Чтобы сил немерено. Чтобы меч в руках, колчан за спиной и метательные ножи на поясе, в отворотах сапог и в рукавах.

Почувствовал Творец, что что-то тут не так, что неправильно как-то пошло, что надо бы задний ход дать. Да, видимо, не справился с инерцией.

– И тебе все будет, – пробормотал он в некоторой задумчивости, поглядел на Четвертого и… все-таки сделал.

А как вымолвил, выхватил Воин меч и порубал всех остальных протолюдей. И Семьянина с его замечательной семьей. И Созидателя, уже принявшегося наш мир украшать и расцвечивать. И Лекаря, с его склянками и снадобьями.

Всевышний даже охнуть не успел, как все вокруг было залито кровью и завалено расчлененными останками.

– Как ты мог? Как ты посмел? – закричал Творец не своим голосом, когда первоначальный шок прошел, и чувства к нему вернулись. – Ну, зачем?

– Таково мое предназначение, – ответствовал Воин. – Убийство – мое призвание. Орудия же убийства ты сам мне предоставил. Только что. Из рук в руки. Значит, сделал я все твоей волей.

– Ты лжешь! – возопил Создатель. – Лжешь подло, нагло и беспардонно.

– Ничуть, – пожал плечами Воин. – Моя логика проста и понятна. Если бы ты содеянного не желал, сделал бы как-то иначе. Ведь жизнь и смерть едины. Для того чтобы делать что-то новое, всегда нужно расчистить место. Если тебе не понравились твои творенья, как еще можно от них избавиться? А первый блин всегда комом. Всегда хочется что-то подправить, сделать как-то иначе, как-то по-другому.

– Хватит, – остановил Творец зарвавшегося вояку. – Мне не нужны ни твои резоны, ни твои оправдания. Готовься к смерти. Придется мне отправить тебя следом за умерщвленными тобой братьями.

– Возражаю! – просипел Воин. – Ты не прав. Нет у тебя для этого никаких оснований.

– Во-первых, Я всегда прав, – провозгласил Главный управитель Вселенной. – Во-вторых, Мое слово – закон. Моя воля – высшее предначертание. Мои предписания – свод положений на все времена и для всего человечества. В-третьих, азм воздастся.

Сказал так и попытался Воина уничтожить. Но не тут-то было. Ведь сам же он наделил его непревзойденными воинскими способностями.

Бился Создатель с Воином долго. До седьмого пота. Всю Вселенную пылью и щебнем засыпали – нынешние ученые по тем приметам прошлое установить пытаются, да, как всегда бывает, не там объяснения ищут. Но, в конце концов, Высшее существо Воина одолело. На то оно и Главный управитель Вселенной.

Одолеть-то одолело. Однако для себя решило: Адаму будущему никаких знаний не давать – проще для всех будет. Во всех отношениях. (Поэтому Он потом так на Искусителя обозлился). И главное – никого никогда никакими недюжинными, непревзойденными способностями не наделять.

Последствия той истории мы до сих пор расхлебываем. На всех нас она неизгладимый отпечаток наложила. Увы, не самый лучший.

Теперь, надеюсь, у вас нет иллюзий в отношении того, чья цивилизация древнее и почему. И в отношении того, что цифры «4» лучше избегать. Чему-то нас прошлое все-таки должно учить…

© Н.И. ТНЭЛМ

№11(60), 2011