Самый надежный тормоз


Ученые из Саарского университета разработали беспроводной велосипедный тормоз. Практические испытания проводились на двухколесной машине «Крузер байк», и надежность новой тормозной системы, вычисленная строго математически, оказалась не меньшей, чем у соответствующей авиационной техники.

«Беспроводные тормозные системы в принципе не могут работать со стопроцентной надежностью, это обусловлено технологически», – поясняет Хольгер Херманс, руководящий одной из кафедр Саарского университета. Именно он и возглавляет группу исследователей, создавших новый тормоз. Так вот надежность новой системы, согласно проведенным вычислениям, составляет 99,999999999997%. Иными словами, неудачной может оказаться лишь одна из трех триллионов попыток торможения. Желающие – и умеющие! – могут заняться вычислением вероятности такого события. Но в целом, согласитесь, вполне приемлемый риск, едва ли больший чем ткнуть себе вилку в глаз вместо рта.

Чтобы затормозить, надо всего-навсего покрепче сжать резиновую ручку на руле своего двухколесного друга. Туда встроен сенсор. Он активирует передатчик размером с сигаретную пачку, укрепленный на рулевой колонке, дальше сигнал идет к приемнику, находящемуся на конце передней вилки. А тот уже включает механический привод, приводящий в действие тормозные диски, которые укреплены на переднем колесе. Чем сильнее нажатие на ручку, тем сильнее торможение – ничего нового по сравнению с привычным ручным тормозом.

Скорость срабатывания этого тормозной системы составляет максимум 250 миллисекунд. При скорости в 30 километров в час тормозной путь составит два метра. Но это пока. «Не представляет проблемы встроить системы антиблокировки и антипроскальзывания. Это просто и быстро», – уверяют исследователи.

Впоследствии их наработки можно будет применить при создании железнодорожного тормоза.

Александр ВАРВАРИН

№11(60), 2011