Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Венгрия: Йоббик взялся клеймить либералов

Венгрия: Йоббик взялся клеймить либералов

image_pdfimage_print

Заказана чернуха на бывшего премьера-социалиста

Для венгерской либеральной интеллигенции наступили смутные времена. Им впору переиначить строку из революционного гимна: правые «силы нас злобно гнетут». На авансцену выходят представители националистической новой волны, занимающие командные высоты в искусстве и культуре. Так, на должность директора Нового театра в Будапеште назначен Дьёрдь Дёрнер, комедийный актер, часто дублировавший голливудских звезд, который открыто исповедует ксенофобию и антисемитизм.

Обращение возмущенной театральной общественности к мэру Будапешта Иштвану Тарлошу и премьер-министру Венгрии Виктору Орбану не возымело никакого эффекта. Напротив, как пишет французская «Монд», мэр «воспользовался своим правом вето», чтобы пересилить мнение комиссии экспертов, призывавших отменить назначение и объявить о вакансии.

Мэр Тарлош, как член правоцентристской партии «Фидес – Венгерский гражданский союз», счел, что теряющий аллюр актер – вполне подходящая кандидатура. Выходит, что он солидаризируется и с взглядами Дьёрдя Дёрнера, заявляющего о намерении «отвоевать» театральные подмостки в интересах «венгров, которые страдают под игом социал-либералов». Комедиант также заявил, что он «объявляет войну либералам в индустрии развлечений». Как отмечает французская газета, в его устах «либералы» выступают синонимом слова «евреи».

Символично, что одним из первых административных решений Дёрнера было приглашение на пост администратора Нового театра Иштвана Чурки, лидера ультраправой Венгерской партии справедливости и жизни, который подвизается на политической ниве с 1990-х годов. Справочники утверждают, что 77-летний Иштван Чурка – «известный венгерский режиссёр, драматург, политик». Забывая, подчас, указать, что в своих взглядах на проблему взаимоотношений наций и рас он близок к автору «Майн кампф».

Кстати, новый скандал проецируется на еще не утихшие страсти вокруг нападок сильно правой партии Йоббик (переводится как «За лучшую Венгрию») на Роберта Альфольди, директора Национального театра, которого ультра обвиняли в профанации патриотических чувств истинных венгров. Альфольди прославился постановкой пьесы Георга Табори «Майн кампф», представив в виде фарса сюжет о том, как молодой Гитлер получает приют и убежище у еврея Шломо.

Критики высоко оценили «сатирическую комедию о соблазнах популистской риторики». Но в парламенте Альфольди подвергся поруганию и оскорблениям со стороны депутатов Йоббика, причем не за художественное мастерство, не за режиссуру, а за свое еврейское происхождение и «неправильную» сексуальную ориентацию. Но ничего поделать с худруком «йоббики» не смогли, потому что контракт Альфольди закончится только в 2013 году.

Зато ультра намерены взять реванш в случае с Новым театром. Дьёрдь Дёрнер уже заказал Иштвану Чурке пьесу – о бывшем премьер-министре Ференце Дюрчане, социалисте, которого сейчас обвиняют в получении взятки от одного израильского бизнесмена. Дюрчань говорит, что стал жертвой охоты на ведьм. В свою очередь Петер Фельдмахер, глава еврейских общин Венгрии, задался риторическим вопросам: не станет ли вскоре Будапешт похож на Вену времен Карла Люгера, градоначальника, чья ксенофобская риторика вдохновляла Гитлера.

Чем закончится эта история, непонятно. Новый театр должен начать свой сезон в феврале 2012 года. Тем временем дирижер Адам Фишер заявил в интервью «Монд», что «мы не можем терпеть существование антисемитского театра в самом сердце Будапешта. Это было бы немыслимо в Западной Европе, но в Венгрии (после возвращение Виктора Орбана к власти) подобные печальные сюрпризы становятся все более частыми».

Владимир МИХЕЕВ

№11(60), 2011

»

№11(60), 2011