Испания без корриды?


Еще недавно это зрелище – не для слабонервных! – собирало в Испании десятки тысяч зрителей, но теперь, похоже, оно обречено. Речь, конечно же, о знаменитой, ведущей летопись со Средневековья, корриде, или бое быков. Точнее, схватке вооруженного человека с безоружным, хотя и огромным опасным животным. Корриду узаконил в 1355 году король Педро I Кастильский, не случайно получивший прозвище «Педро Жестокий».

Защитники природы в Испании и за ее пределами давно требуют запретить эти «спектакли». Однако на сохранении корриды настаивали не только многочисленные поклонники таланта тореадоров и матадоров, но и радетели древней самобытной культуры Пиренейского полуострова (в соседней Португалии тоже распространены бои быков, хотя там они не завершаются убийством животных).

Финальный гонг прозвучал в конце сентября этого года в Каталонии, экономически самой развитой автономной области Испании. Традицию похоронили местные парламентарии, сделав свой регион пионером в походе против жестокого обращения с «братьями нашими меньшими». Правда, другие брутальные забавы, такие как «загон быка в воду», когда улюлюкающая толпа гонится за парнокопытным до тех пор, пока беглец в отчаянии не бросится в море, остаются… К тому же злые языки утверждают, что каталонские законодатели пошли на этот шаг главным образом в пику остальной Испании, от которой многие региональные политики мечтают отделиться.

Вообще-то решение парламента Каталонии выглядит несколько запоздалым: корриды на Монументальной площади в Барселоне проводились в последнее время все реже и собирали все меньше зрителей. А во многих других городах и вовсе прекратились из-за отсутствия интереса публики.

Как показывают опросы общественного мнения, сейчас за сохранение «праздника тавромахии» в Испании выступают 26% опрошенных, преимущественно люди пожилые. По мнению социологов, ощутимый удар этому спектаклю нанес и переживаемый страной финансово-экономический кризис, когда люди больше заботятся о хлебе насущном, чем о развлечениях.

Тем не менее, агония корриды может оказаться долгой; у нее немало влиятельных защитников во многих провинциях страны. А знаменитые богатые тореадоры слывут чуть ли не национальными героями – во всяком случае, в глазах испанских мальчишек.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№10(59), 2011