Туннель


Россию и Европейский Союз многое объединяет. В том числе, страсть к затяжным бесплодным переговорам. О новом базовом соглашении они ведутся уже 6 лет (с 2005 года, когда Владимир Путин и Тони Блэр договорились об их начале). О безвизовом режиме – 8 лет (в 2003 году российская сторона выступила с предложением пройти все промежуточные этапы и ввести его в 2007 году). Об условиях членства в ВТО – где-то 18 лет (ведутся чуть ли не с момента появления России на политической карте мира в качестве независимого государства).

К октябрю текущего года в переговорах между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном об условиях вступления России в ВТО, вроде бы, наметился прорыв. Компромисс на этот раз по вопросу о промышленной сборке на территории России – все новые и новые вопросы, когда кажется, что все согласовано, продолжают расти как грибы после хорошего, обильного, теплого дождя – удалось найти.

Однако, как и можно было ожидать, на пути России в ВТО появились новые препятствия. Камнем преткновения теперь стала неуступчивая позиция Грузии. Со своей стороны, российское руководство сходу акцентировало преимущества Евразийского союза…

Чем-то это все мне напоминает историю, которую моему доброму знакомому довелось пережить вместе с другими ее участниками прошедшим летом. Незамысловатую историю, хотя и странную. Местами грустную и обидную. Местами смешную и назидательную. В стилистике сюра. То ли сюрреализма. То ли постмодернизма. Но дающую обильную пищу для размышлений. Расскажу вам все без утайки и преувеличений. С малейшими подробностями.

В кои-то веки Виктору удалось вырваться из когтистых объятий жены и поехать отдохнуть с дочкой в Римини. Вы должны знать – популярный недорогой курорт на восточном побережье Италии, чуть южнее Венеции: наши его уже давно облюбовали. Известен ровным мягким климатом, теплым морем, нескончаемыми километрами небольших домашних гостиничек вдоль берега с отменной кухней и сказочно вкусным итальянским мороженым.

Тур Виктор взял из самых элементарных. На рассвете он с дочкой и еще несколько десятков счастливчиков загрузились в двухпалубный круизный автобус со всеми удобствами и помчались на юга. Поездка намечалась сказочная. Ехать было легко и комфортно. Обзор шикарный. Проплывающие мимо ландшафты радовали глаз. В маленьких придорожных кафе удавалось быстро обновить запас соков и вкусно перекусить на скорую руку.

Предвестники приключений появились поздно вечером. Виктор и ребенок порядком устали и с восторгом предвкушали, как здорово им будет спаться под перестук, точнее, под шорох колес. Мулька заключалась в том, что автобус без перерыва должен был идти всю ночь, экономя путешественникам расходы на гостиницу. Но не тут-то было.

Днем компания, как положено, бухнула. Вечером продолжила. И к ночи затеяла песнопения. Ну, да бог с ними, с песнопениями, если бы тихо, вкрадчиво, под гитару и что-нибудь умное, лиричное, авторское. Так нет. Компания принялась рвать откровенную попсу. Причем, во все горло. И далеко не самыми симпатичными голосами.

Виктор терпел, сколько мог. Если бы не дочь, он особенно бы не дергался, надеясь, что народ угомонится когда-нибудь, и все успокоится само собой. Но вариантов не было – начинать отдых с усталым, не выспавшимся, на все дующимся ребенком очень не хотелось. Однако и какая реакция последует на его просьбу снизить обороты, он знал заранее.

Поэтому Виктор придумал обходной маневр. Он спустился к водителям. Чуток посидел вместе с ними. Задал пару ничего не значащих вопросов. А потом, поднявшись к себе на второй этаж, захваченный гуляками, громко объявил: «Граждане и гражданочки! Время ночное. Водители спят и ведут автобус попеременно. Им отдых тоже нужен. Требуется тишина. Они просят соблюдать ее. Так что – отбой».

Его расчет оказался верным. Обращение от лица водителей застало всех врасплох. Песни и завывания прекратились. Установилась относительная тишина. Виктор вздохнул с облегчением. Сам раскинулся на сиденье и ребенку помог устроиться поудобнее. Дочка мгновенно засопела ему в ухо. Да и он сам уже начал погружаться в сон, когда веселье неожиданно возобновилось.

Оказывается, недоверчивые туристы послали самую смазливую девушку из своих рядов на разведку к водителям. На ее заигрывания те сразу же простодушно ответили: «Да, кончено, гуляйте. Нам то что – вы нам не мешаете». Одержанная Виктором тактическая победа была компанией перечеркнута.

Но это все цветочки. Причем не распустившиеся. Ягодки начались чуть позже. То ли водители, пойдя на поводу у гуляк, не выспались, то ли по какой иной причине, но, будучи уже в горах, они свернули не туда и вместо основной дороги поехали по второстепенной. А там попали на знак «объезд» и совсем заплутали.

В результате большой круизный двухпалубный автобус полез куда-то вверх вдоль обрыва по узкому серпантину и, в конце концов, уткнулся в туннель, рассчитанный только на его младших братьев по цеху. Будь он чуть-чуть, ну хотя бы сантиметров на 20-25 пониже, он прошел бы без проблем. Или будь водители несколько повнимательнее и менее заспанные, они вовремя разобрались бы в ситуации.

А так, огромный современный автобус просто закрыл собой бутылочное горлышко туннеля. Оттуда никто больше не мог выехать, и сзади вскоре столпилось несметное число легковушек, вплотную приткнувшихся друг к другу. Вскоре колонна малолитражек и машин покрупнее растянулась на километры. Возможностей для маневра у водителей автобуса не осталось никаких. Вперед низкие своды туннеля не пускали. Назад – запрудившие все легковушки. Развернуться также не было никакой возможности – внизу обрыв: либо автобус свалится, либо другие машины в пропасть посыплются. В общем, безнадега. Застрелиться можно. Или получить расчет без выходного пособия.

А наша еще не протрезвевшая публика высыпала наружу и ну резвиться.

–  Эй, водилы, – кричат одни. – Вы куда нас привезли? Договорились же, к морю. По буквам: к М-О-Р-Ю. А здесь одни горы. И машин зачем-то набилось, хоть пруд пруди.

–  Братаны, – талдычат им в унисон другие. – У нас «горючка» кончилась. Не могли бы вы какое-то иное место поискать для остановки? Что бы пивко купить можно было. И к нему еще чего.

–  Ну, эти южане, – добавляют полифонии третьи. – Все у них не так. Зачем понадобилось в такую дыру забираться? У нас что, у самих таких дыр мало?

Водители автобуса, что им говорят, не разбирают. Понимают только: пассажиры на них наезжают. Естественно, в ответ что-то свое выкрикивать начинают. Руками машут. Гримасы строят. Во все стороны пальцами тычут. И в небо показывают.

Таким образом какое-то время побазарили. Пар выпустили. А потом короткое затишье наступило. До всех, наконец-то, дошло, что выбираться надо. Да только, как, никому невдомек.

Ну, нашим, все равно, море по колено. Они и давай соревноваться, кто какое решение позабористее придумает.

–  А давайте туннель на таран возьмем, – одни предлагают. – Нам ведь вперед надо. А крыша зачем? И без крыши можно. В случае чего, если дождь там или град, ее пол второго этажа заменит.

–  Не серьезно рассуждаете, – насмехаются другие. – Если на таран, весь автобус всмятку расшибить можно. Ехать тогда не так комфортно будет. Да и внешний вид сильно пострадает. Лучше крышу аккуратно так автогеном снять. Нам не привыкать. Опыт есть. Только автоген где-то раздобыть требуется.

–  Да какой там автоген! Чушь собачья. Надо, элементарно наш грузовой вертолет вызвать и проверенных сотрудников МЧС, тех, которые итальянцам регулярно помогать летают. Они живо автобус тросами подхватят и на ту сторону перенесут. Всего делов.

–  Отлично, – к всеобщему удовлетворению совместно порешила компания. – Вызываем МИ-шек. А пока спасатели добираются, пошли какую-нибудь соседнюю деревушку проведаем. Наверняка, там таверна есть. В ней и обождем.

Сгрудившиеся итальянцы или кто там были, которые из малолитражек вылезли, им вслед долгим недобрым взглядом, сожалеющим, посмотрели. А потом дружно автобус – роскошный, круизный, двухпалубный – раскачали и в пропасть сбросили. Дорога сразу освободилась. Вскоре по ней потихоньку-полегоньку движение возобновилось. Те, что в таверну ушли, так в ней и застряли. А остальные, которые с местными общий язык нашли, по ихним машинам расселись и уехали. Только их и видели.

Так вот меня беспокоит, чтобы с нашим вступлением в ВТО, получением безвизового режима и заключением нового базового соглашения такая же история не приключилась…

© Н.И. ТНЭЛМ

№10(59), 2011