Главная > Дневник событий > Словацкий барьер преодолен!

Словацкий барьер преодолен!

image_pdfimage_print

Со второй попытки парламент Словакии ратифицировал решение о расширении Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) до 440 миллиардов евро. Соглашение об этом было достигнуто в июле главами государств и правительств стран ЕС, чтобы расширить возможности помогать странам (и банкам) зоны евро, попавшим в трудное финансовое положение. Платой за компромисс в словацких политических кругах стало согласие с оппозицией относительно проведения досрочных парламентских выборов в стране 10 марта 2012 года.

Словакия до последнего блокировала ратификацию этого соглашения, когда даже другие его противники (например, Нидерланды или Мальта) уже согласились его поддержать. Дело осложнялось тем, что в словацкой правящей коалиции образовался раскол по этому вопросу, который, по сути, преодолеть не удалось, а ратификация состоялась благодаря голосам оппозиции.

Это – больше, чем простой эпизод в затяжной истории поиска Европейским Союзом и еврозоной выхода из нынешнего сложного финансового положения. Не совсем правильно сваливать вину на внутриполитическую обстановку в Словакии, где, мол, соображения локального порядка мешают принимать судьбоносные решения, крайне важные для евро и ЕС в целом.

Здесь важно подчеркнуть два момента. Во-первых, теперь придется считаться с интересами всех участников ЕС и еврозоны. Маленькая страна, которую привыкли воспринимать не более чем фон, на котором крупные страны ведут основополагающие дискуссии, напомнила, что и у нее есть определенные интересы. Лидер партии «Свобода и солидарность», председатель парламента Рихард Сулик объяснил возражения против участия своей страны в ЕФФС тем, что маленькая и бедная Словакия и ее налогоплательщики не должны участвовать в спасении последствий ошибок, совершенных крупными и богатыми странами и их банками. Словаки, по его словам, затягивали пояса, чтобы соответствовать стандартам еврозоны, тогда как греки не сделали этого и до сих пор сохраняют более высокий жизненный уровень: теперь пришел их черед. «Наша страна не должна платить за греческих пенсионеров или за французские банки», – считает он.

В Словакии проживает всего 5,5 миллиона человек, ее ВВП составляет 0,5% ВВП «двадцати семи», средняя заработная плата достигает 760 евро, что чуть выше минимальной зарплаты в Греции, пенсии в 3 раза ниже греческих. От Словакии требовался взнос в ЕФФС в размере 7,7 миллиарда евро, что равно 12% ее годового экономического производства. При этом она перешла на евро лишь в 2009 году, пройдя через болезненные реформы и снижение жизненного уровня населения. Зато экономика и особенно экспортные отрасли значительно улучшили свои возможности, тогда как кризис еврозоны оказался для них весьма болезненным, сократив спрос во многих регионах ЕС на словацкую продукцию, например, на собираемые там автомобили.

Во-вторых, нынешняя система принятия решений в еврозоне, равно как и институционные основы, на которых она построена, не позволяют эффективно действовать в сложных ситуациях. Отсутствие единой налоговой и бюджетной политики, подкрепляющих единую валюту, а также некоего единого экономического правительства существенно осложняли положение.

Еврозона располагала всеми возможностями, чтобы придушить начинавшиеся финансовые проблемы вокруг долгов государств и банков Греции, Ирландии и некоторых других стран, не допустить их разрастания до нынешних масштабов. Однако не было продемонстрировано достаточной политической воли и, как говорят англосаксы, лидерства, чтобы сделать это. Положение осложнялось оглядкой многих правительств на внутриполитическое положение, а также действующее в ЕС правило двигаться вперед на основе консенсуса.

История словацкого голосования создала условия для нового подхода к управлению еврозоной. Изменится ли положение теперь? Будут ли в большей мере учитывать интересы всех сторон и одновременно создавать механизм по быстрому управлению в кризисных ситуациях? Время для этого пришло.

Светлана ФИРСОВА

№10(59), 2011

№10(59), 2011