Главная > Дневник событий > Нововведения > Военная реформа по-германски

Военная реформа по-германски

image_pdfimage_print

Министр обороны ФРГ Томас де Мезьер сумел устроить своим подчиненным хорошую встряску. До самого последнего момента не было точно известно, какие из 400 мест расположения бундесвера сохранятся, а какие будут закрыты и распроданы. Последних должно быть немало – примерно одна восьмая.

Планы военной реформы предусматривают, что в германских вооруженных силах должно остаться самое большее 185 тысяч человек – на 150 тысяч меньше, чем сейчас. Немудрено, что соответственно должно сократиться и число казарм, и прочих военных объектов.

Как это выглядит на практике? Вот вам пример – Лютьенбург*1, живописный городок в земле Шлезвиг-Гольштейн, неподалеку от берега Балтийского моря. Почти четверть его территории занимают объекты бундесвера. Важнейший из них – центр противовоздушной обороны сухопутных войск, где ранее служило около тысячи человек. Половина уже отсюда выведена, да и за остальными дело не станет: обеспечение противовоздушной обороны теперь целиком возложено на люфтваффе, и сухопутчики не будут иметь к нему никакого отношения. Новая система «Мантис» уже развернута в Хузуме*2, на североморском берегу Голштинии.

А что же Лютьенбург? Его бургомистр Лотар Окер, сам, между прочим, капитан-лейтенант в отставке, предвидит большие проблемы. А если откровенно, то речь пойдет просто о выживании: бундесвер здесь – главный работодатель. К тому же без военных и их семей в этом регионе резко свернется вся деловая активность. Да и общественная жизнь в местах, где отставники составляют значительную часть населения и работают на многих должностях бесплатно, тоже от перемен явно не выиграет.

Кроме того, Лютьенбург рискует угодить в спираль спада, выход из которой найти будет очень нелегко. Судите сами: демографическая проблема резко обострится, освободится масса квартир, арендная плата снизится, и прежде процветавший, город станет очень привлекательным для тех, кто давно и прочно сидит «на социале», то есть полностью зависит от государственных вспомоществований. Тут же подскочат социальные расходы, сильно пострадает розничная торговля, кое-кому не удастся избежать и разорения. И все это вместо привычной спокойной жизни? Кому же может понравиться такая перспектива?

Вот почему Лотар Окер не сидит сложа руки, а пытается убедить министерство обороны, что для любого объекта сухопутных войск просто невозможно найти лучшего места, чем Лютьенбург – «гарнизонный город по велению сердца», как гласит надпись на въезде.

Однако бургомистр, хоть и готов биться до последнего, но здраво понимает: шансы на успех очень невелики. И 12 марта 2012 года, ровно пятьдесят лет спустя после появления в этом тихом городке первых военных, духовой оркестр сыграет прощальный марш…

Видимо, того же самого не миновать и Донаувёрту*3, городу с 18 тысячами жителей, где военные объекты размещены уже 52 года. Однако мало того, что 922 батальону радиоэлектронной борьбы и медико-санитарному подразделению суждено расстаться с баварской Швабией. В Донаувёрте компания «Еврокоптер» выпускает вертолеты, в том числе и для бундесвера. Для города это просто манна небесная: много ли вы найдете в Германии мест, где безработица составляла бы 2,2 процента? И всего этого скоро предстоит лишиться? Поневоле загорюешь…

А сокращение военного бюджета приведет, в частности, к тому, что снизится и спрос на вооружения. Не станут исключением и вертолеты. Во всяком случае, Вольфганг Шёдер, возглавляющий германское подразделение «Еврокоптера», к этому уже готовится.

И что же выходит? Мало того что город потеряет около тысячи вполне платежеспособных потребителей и клиентов из числа венных, так еще и 3 тысячи рабочих мест в оборонке. Однако удар по экономике региона будет еще сильнее: не забудьте учесть многочисленных поставщиков комплектующих для «Еврокоптера». Местные власти полагают, что это еще около 6 тысяч работников, которые лишатся потребителей своей продукции, как минимум частично. Мудрено ли, что они отнюдь не в восторге от разверзающихся перед ними перспектив?

Особенно сильно демезьеровские реформы ударят по Баварии: мало того что в этой земле больше всего мест дислокации бундесвера – 68, – так там находится еще и треть всей германской оборонной промышленности – всего около семидесяти компаний, специализирующихся на производстве автомобильной и авиационной техники и тяжелых вооружений. Пока дела там идут просто на зависть: в 2009 году оборот баварской оборонки вырос примерно на 20 процентов.

Так вот теперь в Баварии тихо опасаются того, что военно-экономическая мощь может сослужить этой земле худую службу. Почему? Потому, что в министерстве обороны могут решить, будто ей легче удастся перенести сокращения военных объектов, чем хуже экономически развитым восточным землям. Оттого местное правительство и настаивает на том, чтобы оборонке была предложена программа конверсии.

А что будет с теми объектами недвижимости, которые оставят военные? Не ждет ли их судьба городков-призраков, никому не нужных и тихо разваливающихся? Найдется ли на них покупатель?

Об этом предстоит позаботиться Федеральному ведомству по недвижимости (БИМА). А у него на этот счет накоплен немалый опыт: после воссоединения Германии, в период «большой конверсии» – с 1990 по 2005 год, – оно сумело перепрофилировать порядка 30 тысяч объектов недвижимости: казармы, полигоны, аэродромы, жилые городки. Площадь их составляла около 438 тысяч гектаров.

Из них 31 тысячу гектаров занимали союзники ФРГ по НАТО, 167 тысяч гектаров составляли объекты Национальной народной армии ГДР и бундесвера, а 240 тысяч находилось в распоряжении российской Западной группы войск. А вот с 2007 по 2010 год БИМА распродало 10500 гектаров бывших военных объектов, выручив за них 500 миллионов евро.

… Между прочим, к расставанию с военными можно подойти и с другой стороны. Так, как это сделал бургомистр общины Иммендинген*4 Маркус Хугер. Он упрашивает министерство обороны поскорее закрыть местную казарму. Почему? Да потому, что на большую часть высвобождающихся площадей уже есть претендент. Да еще какой! Сам концерн «Даймлер», собирающийся создать там испытательно-технологический центр. Такой шанс глава Иммендингена упускать не хочет. Возможно, шестидесяти или семидесяти военным придется в связи с этим пережить неудобства*5, соглашается бургомистр. «Но я-то несу ответственность за 6 тысяч жителей, и бундесвер это никоим образом не учитывает», – напоминает он.

Его утверждения не голословны: городу уже пришлось с этим столкнуться, когда выводилась располагавшаяся здесь французская военная часть. «Мы сорок лет пробыли общиной, в которой располагался гарнизон. Сорок лет мы зависели от того, какие будут приняты политические решения. Может ли нам кто-то гарантировать, что через пять лет не затеют еще какую-нибудь реформу и всю общину опять будет трясти?», – задает риторический вопрос Маркус Хугер. Граждане целиком на стороне своего бургомистра: в заседании совета общины, где принимали обращение к министерству обороны, приняло участие 800 жителей Иммендингена.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

*1 Лютьенбург – город в земле Шлезвиг-Гольштейн, площадь – 6,15 квадратного километра, население – 5 399 человек. Находится в 38 километрах от Киля. Расположен он на берегу речушки Коссау. По соседству – балтийский курорт Хохвахт.

Историю свою Лютьенбург начинал еще тогда, когда здесь располагалось укрепленное поселение славян. Отсюда они совершали набеги на Данию. В 1138/39 году немцы окончательно покорили воинственных соседей.

Права города Лютьенбург получил еще в 1239 году и складывался он в те годы как заметный торговый перекресток. По этому случаю было начато строительство доныне сохранившейся церкви – старейшей кирпичной кирхи на всем балтийском побережье. Сперва она была освящена во имя Святого Власия, а после Реформации – во имя святого Михаила. В церкви сохранился резной алтарь 1467 года, который пощадили многочисленные пожары.

Дела у города не всегда шли бойко: сказывалось отсутствие собственной гавани и конкуренция Киля, Нойштадта и Халйигенхафена. В 1373 году Лютьенбург «за бедность» на пять лет освободили от налогов, что делалось крайне редко.

После 1460 года Лютьенбург отошел во владение датской короны, что принесло ему немало проблем. К примеру, во время Тридцатилетней войны в 1627 году кайзеровское войско разорило город до нитки, а в 1643 году шведский генерал Торстенссон обложил его контрибуцией в 1000 рейхсталеров, пообещав за это не грабить. В 1633 и 1645 годах Лютьенбург подвергся опустошительным пожарам. Этот печальный цикл – опустошение/контрибуция/пожар – повторялся в истории города еще не однажды.

Как и весь Шлезвиг-Гольштейн, с 1867 Лютьенбург отошел во владение Пруссии.

В годы Второй мировой войны в городе были расположены оптические мастерские, работавшие в интересах морского арсенала Киля. В мае 1945 года город без боя был взят войсками 8 корпуса 2-й британской армии. Но британцы быстро ушли, и в Восточной Голштинии была создана «закрытая зона F», она же «Крааль», которой временно управлял вермахт. Там содержались 750 тысяч военнослужащих, комендантом был генерал-лейтенант Вильгелм-Хунольд фон Штокхаузен. В Лютьенбурге тогда жило 450 интернированных.

В 1950 году около половины населения города составляли люди, изгнанные из утерянных Германией земель. В 1962 году здесь был размещен 6-й батальон ПВО сухопутных войск, вооруженный танками «Гепард» с установленными на них зенитными орудиями. Эта машина долгие годы служила основой всей противовоздушной обороны бундесвера и некоторых других натовских армий.

Одна из местных достопримечательностей, известных в Германии далеко за пределами Шлезвиг-Гольштейна, – компания «Детлев Хинрих Болль корнбреннерай», с 1824 года изготавливающая крепкие спиртные напитки: аквавит, корн, ликеры.

*2 Хузум – город в Восточной Фрисландии (земля Шлезвиг-Гольштейн), площадь – 25,82 квадратного километра, население 22084 человека. Находится на побережье Северного моря в 72 километрах к западу от Киля, в 119 километрах к северо-западу от Гамбурга и в 42 километрах к юго-западу от Фленсбурга.

Впервые в городских хрониках упомянут в 1252 году. Упорно воевал с датчанами, не желая платить им налоги. Город расцвел на морской торговле и к 15 веку, благодаря удобной гавани, играл значительную роль. Имя Хузум носит с 1409 года. В 1472 году за участие в провалившемся восстании против датского короля Кристиана I , поднятого его братом Герхардом графом Ольденбургским, город лишился всех привилегий и был обложен огромными штрафными налогами, отмененными только в 1878 году. Это подорвало основу процветания Хузума и застопорило его развитие.

Гарнизонным городом Хузум стал в прошлом веке, в 1935 году. Помимо мобилизационных учреждений здесь дислоцировалась крупная база люфтваффе, на которой размещались подразделения истребительной авиации. Было в городе и военно-морское училище.

После войны и до 1970 года Хузум был крупнейшим в ФРГ центром торговли живым скотом.

Кроме того, город славен уникальным аттракционом: в Шлосспарке в марте-апреле расцветает примерно пять миллионов крокусов, посмотреть на которые съезжаются издалека.

Сейчас в городе находится несколько военных объектов различного назначения.

*3 Донаувёрт – город в баварской Швабии, площадь – 77,02 квадратного километра, население – 18 240 человек. Находится на Дунае при впадении в него Кесселя и Вёрница (с юга), а также Цузама и Шмуттера (с севера).

В начале 14 века захват этого города Людвигом Богатым дал толчок Баварской войне. В 1488 году Донаувёрт стал членом Швабского союза.

В июле 1704 под Донаувёртом войска под командованием герцога Мальборо и Людвига Баденского разгромили баварскую армию. После падения города Дунайская линия была прорвана и союзные армии вошли в баварское курфюршество.

Следствием этого стала утрата Донаувёртом своей самостоятельности, да к тому же и половины населения. Компенсировать потерю удалось только в 19 веке.

В 1945 году, 11 и 19 апреля, американская бомбардировочная авиация нанесла по городу два удара, в ходе которых погибло около 300 человек. Центр города был практически уничтожен. Из всех баварских городов сильнее Донаувёрта пострадал только Вюрцбург.

Объекты бундесвера располагаются в городе с 1958 года.

*4 Иммендинген – город в земле Баден-Вюртемберг, находится в верховьях Дуная.

С декабря 1958 года в городе дислоцируются различные военные подразделения, в частности мотострелковые, артиллерийские и санитарно-медицинские части. С октября 1996 года здесь стоит гусарский полк французской армии, входящий в состав германско-французской бригады. Всего в городе размещены около 1600 военнослужащих.

Иммендинген – крупный железнодорожный узел, где пересекается несколько магистралей, в частности Шварцвальдская дорога (Оффенбург – Констанц), Дунайская дорога (Донауэшинген – Ульм) и Блютахская дорога (Блумберг – Вальдсхут).

*5 Как в ходе реформы бундесвера будут обходиться с людьми, часть из которых неизбежно попадет под сокращение?

Скажем, 39-летний подполковник, который выслужил 20 лет и хочет досрочно расстаться с армией, должен получить от министерства обороны прощальный подарок – 100 тысяч евро, не облагаемые никакими налогами. Это предложение сейчас утрясается с другими ведомствами.

А всего до 2015 года на премии, вспомоществования уходящим и иные доплаты министерство обороны израсходует миллиард евро. К 2017 году в бундесвере должны остаться 170 тысяч профессиональных военных, примерно 5 тысяч добровольцев и 55 вольнонаемных гражданских лиц. Предстоит уволить около 10 тысяч военнослужащих и гражданских сотрудников.

Что им собирается предложить бундесвер? Людям в возрасте до 40 лет будет выдаваться по 5 тысяч евро за каждый отслуженный год, но не более 100 тысяч евро. Тем, кто находится в возрасте от 40 до 50, добавят еще и пенсию, пересчитанную в зависимости от количества отслуженных лет. Ну а тем, кто перевалил за 55 лет, назначат всю полагающуюся пенсию.

№10(59), 2011

№10(59), 2011