Главная > Дневник событий > Объединить силы для борьбы с терроризмом

Объединить силы для борьбы с терроризмом

image_pdfimage_print

На слушаниях в Европейском Парламенте Оливье Люикс, возглавляющий в аппарате Европейской Комиссии подразделение по борьбе с терроризмом, призвал к объединению под эгидой единой службы всех существующих в ЕС органов, которые занимаются обеспечением внутренней безопасности. Примерно так, как это сделано в руководимой Кэтрин Эштон Европейской службе внешних действий.

Под крылом этой новой организации могли бы работать и Европейский полицейский колледж (Cepol), и Европол, и Евроюст, и Фронтекс, а также осуществлялось бы взаимодействие в рамках постоянного комитета по оперативному сотрудничеству в вопросах внутренней безопасности. Возглавить её, по мнению О.Люикса, мог бы координатор антитеррористической проблематики в рамках ЕС Жиль де Кершов.

О.Люикс считает, что сейчас необходимо решать большинство вопросов на общеевропейском уровне, «создавая систему, подобную той, что будет действовать в направлении мониторинга международных кризисных ситуаций». По его мнению, в недавно принятой в Европейском Союзе «Стратегии внутренней безопасности» уже содержится зародыш предлагаемого проекта: «Кризисные центры, действующие в национальных государствах, контактируют между собой, но пока на добровольном и неформальном уровне. Надо сделать еще один шаг, чтобы, при всем уважении к разделению полномочий, предусмотренному европейскими договорами, рассмотреть вопрос о том, как сделать эти связи более тесными».

Он подчеркнул также, что новый орган не будет разведывательной службой Европейского Союза, способной проводить собственные операции «в полевых условиях». «Чтобы заниматься разведывательной работой, у нас нет ни мандата, ни желания, да и перспектив. Но если мы получим полномочия от стран, входящих в Союз, то готовы будем создать некую добавленную стоимость», – отметил О.Люикс.

Показательно, что Петер Гридлинг, глава австрийской секретной службы – Федерального ведомства по охране конституции и борьбе с терроризмом (BVT) – вступил с брюссельским коллегой в спор. «Настало время задать самим себе вопрос: реалистично ли задуматься о будущем разведывательной службы Европейского Союза? Я считаю, что начать об этом думать вполне реалистично».

Стоит заметить, что П.Гридлинг знает, о чем говорит: за 30 лет работы в полиции у него было время обдумать эти вопросы. Не говоря уже о том, что он с 1987 года возглавлял Спецгруппу по борьбе с терроризмом при МВД Австрии, а с 2002 года – руководил антитеррористическим подразделением Европола.

Напомним, что австрийцы и бельгийцы первыми заговорили о необходимости создания европейской разведслужбы – еще после мадридского теракта 2004 года. Однако государства-тяжеловесы во главе с Британией быстро сделали все возможное, чтобы эти разговоры прекратились.

П.Гридлинг не стал скрывать: в европейских столицах от этой идеи и сейчас далеко не все в восторге. Дело в том, что разведывательная работа в государствах ЕС осуществляется на основе жесткой конспирации и ограничения доступа к информации, максимально сужающего круг допущенных к ней лиц. Не стал он скрывать и то, что спецслужбисты национальных государств питают большие сомнения насчет того, умеют ли в общеевропейских структурах должным образом хранить тайны.

«Мы должны спросить себя, кто будет потребителем такой информации, окажется ли он достаточно подготовленным и сознательным для того, чтобы понять принципы и важность сохранения секретности, способы защиты этой информации. Можем ли мы ожидать чего-либо подобного в ближайшие 2-3 года? Мой четкий ответ таков – нет», – подчеркнул он.

Рассказал глава BVT и о том, как в рамках Европейского Союза строится разведывательное сотрудничество. Все 27 стран, входящих в Союз, и два аутсайдера – Норвегия и Швейцария – обмениваются информацией в рамках Бернского клуба, организации, не относящейся к ЕС. Применительно к борьбе с терроризмом этот процесс протекает в ответвлении Бернского клуба – Группе по борьбе с терроризмом. К ЕС она тоже формально не имеет отношения, поддерживает с его органами контакты через Единый ситуационный центр – одно из подразделений эштоновской Европейской службы внешних действий.

По словам П.Гридлинга, Бернский клуб действует на основе полной добровольности. «Его члены встречаются, обсуждают интересующие их проблемы, обмениваются точками зрения, опытом и информацией. Эти встречи происходят часто и осуществляются на уровне глав соответствующих служб», – сказал он.

В то же время, даже среди коллег П.Гридлинга не все готовы к предлагаемому им столь тесному характеру взаимодействия. Например, высокопоставленный сотрудник бельгийской разведки Андре Вандорен, вывел на первый план менее масштабную идею: страны ЕС должны использовать единую систему оповещения о террористической угрозе.

«Я надеюсь, что в будущем мы станем использовать понятие уровней угрозы общее для всех 27 стран Союза, дабы мы могли говорить на одном языке. В настоящий момент они у каждого государства свои», – рассказал он европейским парламентариям. Так, в Бельгии этих уровней четыре, первый – низший из них. Обычно в стране действует второй уровень, а, к примеру, «в случае возникновения угрозы США, Израилю или интересам евреев» – третий. Четвертый в последний раз объявлялся зимой 2007 года, когда возникла угроза террористической атаки в ходе рождественских празднеств. В разгар взрывов «почтовых бомб» в Греции в Бельгии был отмечен скачок со второго до третьего уровня, но это продлилось недолго.

«Для того, кто знаком с Брюсселем, где располагаются руководящие органы ЕС и НАТО, будет естественным то, что второй уровень – необходимый минимум. Антверпен – второй после Нью-Йорка город мира по численности еврейского населения, и уже были попытки ударов по объектам еврейской общины в Брюсселе и Антверпене», – подчеркнул А.Вандорен.

Похоже, что работа Европейской службы внешних действий, даже при том, что формирование её вроде бы пока до конца не завершено, признана успешной. И Европейская Комиссия решила, как говорят англичане, попробовать воду: может быть стоит распространить удачный опыт на сферу безопасности?

Александр ВАРВАРИН

Европейская служба внешних действий (ЕСВД)
Это ведомство пока находится в процессе становления. Создание его предусмотрено Лиссабонским договором, вступившим в силу 1 декабря 2009 года. На него, по сути дела, возложены обязанности министерства иностранных дел Европейского Союза. Руководит службой Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, срок пребывания которой на этом посту определен также Лиссабонским договором и составляет 5 лет. К выполнению своих обязанностей госпожа Эштон приступила в ноябре 2009 года. В качестве Высокого представителя председательствует в Совете по международным делам, состоящем из министров иностранных дел стран ЕС. Кроме того, она занимает пост вице-председателя Европейской Комиссии и координирует всю международную деятельность Союза.
Служба поддерживает партнерские связи с ключевыми государствами мира. За пределами ЕС его интересы представляют 136 представительств – традиционное название для посольств Союза.
Сферы международной деятельности Службы разнообразны. Можно привести в пример работу по поддержанию стабильности на Балканах, где в Косово верховенство закона утверждают 1900 сотрудников полицейских сил.
Европейский Союз один из членов «квартета» – наряду с ООН, США и Россией – способствующего установлению мира на Ближнем Востоке и решению арабо-израильского конфликта.
Важным направлением деятельности стало проведение в жизнь Европейской политики добрососедства, способствующей упрочению безопасности, стабильности и процветания всех европейских партнеров ЕС.
Весьма тесно Европейский Союз взаимодействует с международными организациями и самой представительной из них – Организацией Объединенных Наций.

Европейский полицейский колледж (Cepol)
Существует с 2005 года, имеет статус агентства Европейского Союза. Секретариат его находится в Брамсхилле, примерно в 70 километрах от Лондона. Несмотря на то, что местоположением была избрана Британия, аббревиатура Cepol происходит от французского названия – College Europeen de Police.
Основная задача этой организации состоит в том, чтобы сводить вместе высокопоставленных офицеров полиции европейских стран, создавая тем самым своеобразную сеть и поощряя трансграничное сотрудничество в борьбе с преступностью. Кроме того, Европейский полицейский колледж проводит учебные курсы, семинары, тренинги, конференции и встречи, а также организует проведение исследований.
Бюджет этой организации составляет 8,341 миллиона евро.
Во главе секретариата стоит директор, подотчетный правлению, составленному из представителей государство ЕС, как правило, это директора ведущих полицейских учебных заведений.
С декабря 2009 года эти обязанности выполняет доктор Ференц Банфи.

Европол
Правоохранительное агентство Европейского Союза. В штаб-квартире в Гааге работают более 600 человек, которые осуществляют постоянное взаимодействие с правоохранительными органами всех 27 стран, входящих в ЕС, а также с партнерами, в это объединение не входящими – Австралией, Канадой, США и Норвегией.
Суть деятельности Европола состоит в сборе, анализе и распространении информации, а также в осуществлении координации проводимых операций. Эксперты и аналитики агентства принимают участие в работе специальных групп, расследующих преступления, совершенные в странах ЕС.
Около 130 офицеров связи постоянно работают в штаб-квартире Европола в Гааге. Они направлены туда из стран, которые поддерживают с Европолом партнерские отношения. Это позволяет быстро и эффективно решать необходимые вопросы и поддерживать личные контакты, основанные на взаимном доверии. Количество экспертов-аналитиков, работающих в Европоле на постоянной основе, достигает 100 человек, все они принадлежат к числу наиболее подготовленных криминалистов Европы.
Европол регулярно готовит аналитические документы, включая такие как «Оценка угроз, вызванных европейской организованной преступностью» или «Доклад о террористической ситуации и тенденциях её изменения». В первом из них рассматривается структура европейских организованных преступных группировок, методы их деятельности и основные типы совершаемых ими в ЕС преступлений. Второй посвящен детальному анализу террористической угрозы и методам борьбы с нею.
За год Европол рассматривает до 9 тысяч дел. Поскольку преступные сообщества ставят себе на службу последние достижения высоких технологий, агентству приходится постоянно совершенствовать свои технические возможности, отлаживать каналы оперативной связи, пополнять базы данных. За время работы агентством накоплен немалый опыт в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, нелегальными миграционными потоками, угоном и перемещением через границы автомобилей, отмыванием денег, киберпреступностью, фальшивомонетничеством. Европол является важнейшим центром по борьбе с подделкой европейской валюты – евро.

Евроюст
С инициативой создания этого агентства выступили ФРГ, Португалия, Франция, Швеция и Бельгия.
Решение о его создании было принято Европейским Советом в Тампере в октябре 1999 года. Через год с лишним – в декабре 2000 года – был сформирован временный орган, названный Про-Евроюст и расположившийся в Брюсселе. Работать он начал 1 марта 2001 года. Это был своего рода «круглый стол», на котором обсуждались и поверялись различные концепции нового органа. После 11 сентября того же года, когда был совершен теракт против Башен-Близнецов и Пентагона, дело пошло быстрее и в начале 2002 года Евроюст начал работу в нынешнем качестве. В мае был сформирован бюджет организации, а процедуры согласованы в июне 2002 года. В апреле 2003 года он переехал в Гаагу, где и остается по сей день.
В задачи этого агентства, в частности, входит обращение к компетентным органам государств-членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений, с запросами о создании объединенных следственных бригад. Также он должен оказывать информационную поддержку проводимым расследованиям.
Комплектуется Евроюст из должностных лиц правоохранительных учреждений всех стран Европейского Союза – по одному от каждого государства. Так как следственные функции в разных странах ЕС возложены на различные ведомства, а в некоторых случаях даже на различные ветви власти, (вспомним «судебных следователей» и «судебные палаты» апелляционных судов Франции), то и в Евроюст государства, входящие в Союз, назначают прокуроров, судей или офицеров полиции – по своему усмотрению.
Сфера компетенции Евроюста включает в себя все виды преступных деяний и правонарушений, в отношении которых наделен компетенцией Европол, а также преступность в области информационных технологий; мошенничество, коррупцию и вообще любое уголовное правонарушение, посягающее на финансовые интересы ЕС; отмывание доходов от преступной деятельности; экологическую преступность; участие в преступной организации, действующей на территории государств, входящих в ЕС.

Фронтекс
Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств ЕС (оно тоже чаще называется своей французской аббревиатурой, происходящей от слов Frontieres exterieures – внешние границы) начало работать в 2005 году и стало первым органом Союза, размещенным в государстве, присоединившемся к ЕС только в 2004 году. Расположено в Варшаве.
Протяженность внешних рубежей ЕС составляет 42 672 километра морских и 8 862 километра сухопутных границ. Число пересечений этих границ составляет порядка 300 миллионов в год. Легко представить себе масштабы задачи – сделать так, чтобы эти границы были дружелюбны для легального путешественника и служили бы барьером для преступников и трансграничной преступности.
Фронтекс всемерно способствует созданию общеевропейской модели интегрированного управления внешними границами. Оно развивается эволюционным путем, вбирая в себя все лучшее, что существует в этом отношении на национальном уровне.
Агентство работает в шести направлениях. Первое – анализ рисков, для чего создана система постоянного мониторинга внешних границ. Второе – координация оперативного сотрудничества национальных служб погранохраны. Фронтекс может предлагать проведение совместных операций на внешних границах государств ЕС, приглашая всех желающих принять в них участие. Третье – активное участие в выработке единого стандарта подготовки кадров, а в перспективе его внедрение в практику. Четвертое – это налаживание связей между сотрудниками национальных служб погранохраны и промышленностью, чтобы способствовать установлению взаимопонимания в вопросах технического оснащения, соответствующего запросам пограничников. Пятое – создание сил быстрого реагирования, способных оперативно реагировать на непредвиденные кризисные ситуации на внешних границах ЕС. Шестое – организация экстрадиции нелегальных иммигрантов, отказывающихся вернуться добровольно, с учетом того, что это должно быть сделано без излишних затрат и с полным уважением к фундаментальным правам человека и достоинству высылаемого.

№4(54), 2011

№4(54), 2011