Европейская конституция: пауза затягивается


В июне завершается год, который взял на размышление ЕС после того, как французы и голландцы отвергли проект Европейской конституции. Планировалось, что по истечении этого периода лидеры Союза предложат путь выхода из сложившегося тупика – как провести необходимые реформы, которые не вступят в противоречие с волей граждан.

Года, видимо, оказалось мало, если судить по докладу, который подготовил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу к июньской встрече лидеров ЕС. “В футболе после основного времени может быть назначено дополнительное, а потом и пенальти. Мы не дошли до пенальти, но нам нужно дополнительное время”, – сказал он, представляя документ. Поскольку в ЕС нет согласия о будущем Европейской конституции, то надо продолжить размышления.

В качестве промежуточной меры он предложил подписать в 2007 году (потом заговорили о 2008 годе) торжественную декларацию, приуроченную к 50-летию Римского договора, который положил начало нынешнему ЕС.

Общая идея Ж. М. Дурана Баррозу состоит в том, чтобы вернуть привлекательность европейской интеграции в глазах населения, слишком часто воспринимающего Союз как бюрократическую структуру, а его достижения как само собой разумеющееся дело. По формулировке председателя комиссии, необходимо стремиться к “Европе результатов”.

Среди более конкретных мер он предложил сделать акцент на усилении сотрудничества в области внутренних дел и юстиции, в частности, отказаться от права вето отдельных стран на общие решения в этой сфере. “Следует ли нам ждать новых террористических зверств, чтобы мы занялись в Европе принятием совместных решений в борьбе с терроризмом?” – спросил он.

Достаточно ли таких скромных инициатив, чтобы придать импульс застопорившейся европейской интеграции?

Вряд ли, хотя поставленные год назад вопросы до сих пор не имеют ответа. Что делать с конституцией? Вновь предложить тот же текст? Он уже отвергнут гражданами двух стран. Провести новые переговоры и создать новый документ? На это требуется решение, политическая воля и принципиальная позиция относительно того, что именно включать в новую редакцию европейского основного закона. Пока это сделать сложно и, видимо, европейские лидеры решили ждать лучших времен.

Между тем, накапливаются и новые проблемы. На поверхности лежит одна принципиальная: где пролегают границы ЕС, следует ли продолжать расширение и до каких пор, по каким критериям принимать новые страны. Болгария и Румыния, вроде, успевают пройти по старым правилам, хотя точная дата пока официально не ясна. Дальше среди просителей – Турция, остающиеся мелкие балканские конфетти из состава бывшей Югославии и Албания. Тут переговорные процессы в той или иной степени идут или готовятся. Отдельный вопросительный знак гигантского размера – Украина и иже с ней.

Но главная проблема совсем неподъемная: каков политический статус ЕС. Оно должно стать неким наднациональным государством, как хотят федералисты, или ассоциация суверенных стран с большей или меньшей степенью интеграции? За полвека существования Союз еще на него не ответил.

Андрей СЕМИРЕНКО

 Ангела Меркель: ЕС нуждается в новом старте
Европейский Союз нуждается в новом старте, чтобы вернуться на путь успеха, заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
“Нам совершенно необходим конституционный договор, чтобы обрести дееспособную Европу”, – сказала она, выступая с правительственным заявлением. По ее словам, Германия, которая будет председательствовать в Союзе в первом полугодии следующего года, должна будет заняться этим, если раньше никто не приступит к решению этого вопроса.
Глава правительства Германии подчеркнула, что ее страна выступает за то, чтобы в ЕС была утверждена конституция, хотя не следует торопиться с этим. “Мы еще можем сделать так, чтобы “в XXI веке история Европы была историей успеха”, хотя сейчас она сталкивается с “новыми угрозами, новыми вызовами, новыми конкурентами”. Но только через Союз европейские страны могут утвердить “свои интересы, ценности и искусство жить”.

№1, 2006