Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Переговоры продолжатся, результат отдалится

Переговоры продолжатся, результат отдалится

image_pdfimage_print
В непризнанной никем, кроме Анкары, Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) 18 апреля избран новый президент. Им стал лидер Партии национального единства Дервиш Эроглу. Этот политик уже дважды занимал пост главы правительства ТРСК, а его политическое кредо прекрасно известно и может быть выражено двумя словами – турецкий национализм. Причем, такой, какого бывает многовато даже для континентальной Турции, которой приходится заботиться о том, чтобы респектабельно выглядеть на мировой арене.

В принципе, взгляды господина Эроглу и тех, кто своей поддержкой привел его на этот пост, могли бы оставаться их сугубо личным делом: нравится вам из десятилетия в десятилетие жить в положении изгоев – вольному воля. Но процесс кипрского урегулирования – проблема международная и ТСРК выступает в её решении как полноправная сторона. Вот и выходит, что придется иметь дело с этим представительным седовласым господином, который мечтает довести до конца дело своей жизни – «узаконить на острове государство турок-киприотов».

Еще в ходе избирательной кампании Эроглу заявлял, что переговоры с правительством Кипра он начнет «с чистого листа». Надо понимать, что результаты тех 70 встреч, которые за последние полтора года провели президент Республики Кипр Димитрис Христофиас и лидер турецкой общины Мехмет Али Талат его не устраивают. Понятно: предвыборный задор, борьба за голоса избирателей и все такое. Но отказываться от всего достигнутого только потому, что «я так хочу, а ндраву моему препятствовать не моги» это, согласитесь, чересчур. О чем ему и сообщил Христофиас, заявив, что ни с какого «чистого листа» ничего начинать не собирается.

Тут уже забеспокоился главный спонсор ТРСК – Анкара. Достижение кипрского урегулирования могло бы стать хорошим козырем в зашедших в тупик переговорах о вступлении Турции в ЕС. Да вообще, нельзя же в угоду амбициям Эроглу портить имидж турецкой дипломатии, не замечать степени влияния которой на общину турок-киприотов и все более многочисленных на острове переселенцев с континента, может только очень наивный человек.

Да собственно в Турции никто и не собирается скрывать очевидного. Вот цитата из тамошней «Тудэйз Заман»: «Надо иметь в виду, что Эрдоган (премьер-министр анкарского правительства. – Прим. ред.) предостерег Эроглу, чтобы тот сидел тихо и вел себя надлежащим образом, а не то может быть нанесен урон его экономическому положению. Поскольку для выживания северного Кипра жизненно важна финансовая помощь Анкары, Эроглу просто не может позволить себе нарушать спокойствие матери-родины».

Вот почему в первой же после избрания речи Дервиш Эроглу провозгласил: «Переговоры продолжатся, поскольку я хочу мира больше, чем кое-кто думает. Я хочу такого решения, которое будет основано на реалиях острова, которое будет устраивать всех нас».

Понять бы еще кого это «всех нас»… Хотелось бы верить, что лидер турецкой общины не имеет в виду исключительно своих единомышленников, поскольку даже среди его соотечественников далеко не все в восторге от того, что пока он демонстрировал готовность к компромиссам, не сильно отличающуюся от нулевого значения.

Судите сами. Христофиас и Талат шаг за шагом продвигались в сторону компромиссного решения – создания федерации с единым суверенитетом, единым гражданством и международным представительством, которая, тем не менее, состояла бы из двух отдельных государственных образований, имеющих равный статус.

Модель урегулирования по Эроглу – конфедерация двух суверенных государств. Непреклонен он и в нежелании возвращать захваченную турками – и часто перепроданную в обход законов – собственность её законным владельцам, и в вопросе о переселенцах из материковой Турции.

Словом, вполне понятно, почему правительство Кипра считает избрание Эроглу негативным вариантом развития событий. Официальный представитель кабинета министров Стефанос Стефану высказался так: «Победа Дервиша Эроглу на выборах оценивается нами отрицательно, учитывая ту позицию, которую он занимает. Нам необходимо изучить складывающуюся ситуацию, понять, как мы должны действовать, какую тактику следует выработать с тем, чтобы мы смогли добиться решения кипрской проблемы».

Конечно, опасения в том, что Эроглу вообще откажется садиться за стол переговоров, оказались преувеличенными: сыграть роль слона в посудной лавке ему не дали. Но ведь переговоры тоже можно вести по-разному. Если очень постараться, то можно успешно угробить их, делая при этом вид, что стремишься к достижению приемлемого результата.

Сумеет ли лидер турецкой общины переступить через себя и отказаться от борьбы за «дело всей жизни»? Маловероятно: в 72 года таких радикальных перемен в воззрениях практически не бывает.

Скорее всего, переговоры будут идти ни шатко, ни валко. Возможно, это будет тянуться до тех пор, пока турецкий министр иностранных дел Мехмет Давутоглу не возьмет на себя труд просветить Эроглу насчет того, что нельзя вечно толочь воду в ступе, пытаясь протолкнуть вариант, который ни при каких условиях не будет принят международным сообществом.

Андрей ГОРЮХИН

Дервиш Эроглу родился в 1938 году в Фамагусте. На медицинском факультете Стамбульского университета получил диплом врача-уролога. Уже давно стал профессиональным политиком. До избрания лидером турецкой общины 18 апреля 2010 года дважды возглавлял кабинет министров ТРСК – с 1985-го по 1993-й и с 1995-го по 2004 год. В 2005-м ушел с поста главы правоцентристской Партии национального единства, заявив, что «надо дать дорогу молодым», но в апреле 2009-го вернулся в политику, вновь возглавил свою партию, а затем и правительство ТРСК.
№4(43), 2010