Двадцать шесть европейских комиссаров


Три урока и один приговор

Публичное рассмотрение в Европарламенте кандидатов на должности 26 членов Европейской Комиссии (которых в России зачастую неправильно называют комиссарами, но в этой заметке отдадим дань «моде») напоминало то смотрины женихов и невест, то приведение в исполнение заранее вынесенного за кулисами приговора. Равнодушных в зале не было, да и не могло быть, по определению. На этот раз высший законодательный орган сообщества, нередко сбрасываемый со счетов как декоративный элемент, самым решительным образом демонстрировал «городу и миру»: кто в доме хозяин. И реванш состоялся.

Самым оглушающим скандалом стал сеанс с разоблачением, и последующим изгнанием из храма, министра иностранных дел Болгарии Румяны Желевой. Её прочили на пост главной распорядительницы гуманитарной помощи ЕС. Наличие тёмных пятен в биографии и предположительная связь мужа с криминальным миром поставили крест на амбициях этой предприимчивой дамы (см. Болгарский след. Бизнес-леди Румяна Желева не сумела стать еврокомиссаршей).

Прежнего члена Еврокомиссии по делам конкуренции Нелли Крус, которой было решено в новом составе Еврокомиссии отдать портфель суперминистра по экономике, подвергли перекрёстному допросу и намекнули, что больше чем на «тройку» она не тянет, но, в конце концов, пожалели, приняв в зачёт былые заслуги. Правда, прошёл слух, что Н.Крус придется-де пройти переэкзаменовку, а то евродепутаты не смилостивятся.

Неожиданно не прошел экзамен с развёрнутыми знаменами финский либерал Олли Рен, старожил Комиссии, которому отныне предстоит ведать экономикой и финансами. Его попрекнули в отсутствии «видения». Наверное, от него ждали неких революционных «концептуальных идей».

Не глянулся фракции социал-демократов литовец Альгирдас Шемета, уличённый в чересчур расплывчатых ответах на вопрос, как он собирается в роли ответственного за таможенные вопросы и борьбу с мошенничеством положить конец нецелевому использованию бюджетных средств. Не смог он вразумительно объяснить и то, как планирует реформировать OLAF – европейское ведомство по борьбе с мошенничеством.

Какие уроки можно извлечь из прохождения будущих комиссаров через парламентское чистилище?

Первый. Процедура просвечивания претендентов на комиссарские, почти маршальские, жезлы не была формальной, если не считать несколько снисходительного отношения к Кэтрин Эштон, попавшей в число неприкасаемых потому, что стала частью большого компромисса между Парижем, Бонном и Лондоном. Остальным выпала честь испытать полемический кураж парламентариев, оказавшихся в привилегированном статусе то ли классной учительницы, то ли следователя, имеющих законное право срезать любого фразой: Здесь вопросы задаю я…

Вывод? Европейский Парламент обрел силу прежде невиданную, чем во многом обязан вступлению в силу Лиссабонского договора (ЛД). Можно оспорить этот тезис. Мол, еще в 2004 году при формировании предыдущего состава Еврокомиссии под давлением Европарламента страны-члены были вынуждены отозвать две кандидатуры, а в другом случае произошла смена портфелей. Это так, но только сейчас благодаря ЛД существенно окрепла исполнительная вертикаль с добавлением двух верховных правителей – президента Европейского Совета и де-факто министра иностранных дел ЕС.

Всё это потребовало, ради сохранения системы сдержек и противовесов, придать дополнительный вес законодательной ветви власти. Потому Европарламент и проявил столь строгую придирчивость во время обещанных её председателем Ежи Бузеком «прозрачных» слушаний, а скорее, за слушиваний кандидатов на комиссарские должности.

Урок второй. Наглядный пример конфликта интересов – энергичное «поджаривание» во время слушаний Румяны Желевой, выдвинутой, с одной стороны, от Болгарии, а с другой – от самой крупной фракции, от Европейской народной партии, чья позиция обозначена как «справа от центра». Топили же Р.Желеву депутаты от социалистов и либералов. Правоцентристы взяли свою фаворитку под защиту. И даже грозились устроить схожий погром выдвиженцев от левых партий. Мартин Шульц, глава соцфракции, посетовал, что «народники», мол, «совершили большую ошибку, что поставили партийную принадлежность (Румяны Желевой. – В.М.) превыше ее профессиональной пригодности выполнять свою работу».

В конце концов, «народники», как сообщила испанская газета «Паис», решили не требовать себе в отместку скальпы выдвиженцев от левого блока, осознав, что этим «раскачивают лодку со своим единомышленником Баррозу».

Данный эпизод показывает, что многополярность ЕС будет и дальше проявлять себя с неистовой силой, сталкивая друг с другом разные полюса. Старожилов с новичками. Локомотивы экономического роста со странами в роли догоняющих. Континентальную Европу с Британией с её извечно «особым мнением». Самодостаточные державы Старого Света с заигрывающей с Америкой «Новой Европой» в составе Польши и некоторых других бывших соцстран. Непримиримых идеологических оппонентов – правых и левых. Политический мейнстрим и шествующих своим особым путём «зеленых» (эстонские НПО грозятся подать в Европейский суд на страны, через которые будет проходить газопровод «Северный поток», за загрязнение окружающей среды). А заодно брюзжащих вчерашних радикалов, типа вождя студенческого бунта во Франции в мае 1968 года, а ныне евродепутата Даниеля Кон-Бендита, и современных поклонников безбрежной свободы в Интернете из Швеции, тоже прошедших в парламент.

Урок третий. По мере прибавлений в европейском семействе решение всех управленческих задач, предполагающих согласование позиций 27 стран-членов, усложняется. ЕС нужны грамотные топ-менеджеры, разбирающиеся не только в содержание выданных им портфелей, но и обладающих инстинктами и навыками профессиональных политиков. От них требуется оперативно и, по возможности, без чрезмерных, читай – героических, усилий находить компромиссные и запасные варианты, чтобы ни один из участников Союза не считал себя несправедливо обойдённым, а тем более не мнил себя смертельно обиженным. Бюрократия становится ругательным словом, когда она неспособна исправно работать.

Помимо достаточного уровня IQ, знания предмета, владения темой, опыта работы и прочего, сейчас требуется и джентльменский набор личных качеств, позволяющих чиновникам высокого ранга считаться, как любили говорить в позапрошлом веке, порядочными людьми. Как справедливо заметила итальянская газета «Репубблика», «отставка Желевой стала ударом по имиджу Комиссии, которую возглавляет Баррозу».

Иными словами, без компетентных и при этом совестливых бюрократов ни одна система, будь то компания, государство или союз государств, выжить не сможет. Отсюда – повышенная требовательность европарламентариев, их жестко предъявляемые к кандидатам на роль вершителей судеб Евросоюза жесткие критерии профессионализма и нравственной безупречности.

Наконец, если суммировать три урока, или же три составные части прошедших в Европейском Парламенте смотрин, то становится очевидным: обе стороны разошлись по разным углам с чувством глубокого, хотя и запрятанного, неудовлетворения. Депутаты получили в свои руки неопровержимые доказательства слабой профпригодности целого ряда комиссаров (как резюмировала французская «Монд», исполнительный орган ЕС «рискует выйти из этой истории ослабленным»). А глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу и его команда убедились в том, что с новыми законодателями придется «бодаться» ещё больше, чем раньше.

А что же третья сторона, широкая публика и не менее широкая прогрессивная общественность? Не исключено, что все эти пертурбации в ходе затянувшегося формирования Еврокомиссии заставят её вынести нелестный приговор: всё, что началось с конфуза и скандала, ничем иными закончиться не может. Против этой расхожей логики есть аргументы в виде русских пословиц: первый блин – комом, или: медленно запрягаем, да быстро едем…

Владимир МИХЕЕВ