Началось!


Трудно припомнить, когда газеты по всей Европе открывались бы заголовками о событиях в тихой Швейцарии. Тем не менее, 57,5% голосов на недавнем швейцарском референдуме в пользу запрета на строительство там минаретов дали повод, чтобы маленькая альпийская страна оказалась на информационной авансцене.

Реакция комментаторов по всему континенту была совершенно предсказуема и банальна. Большинство возмущалось неполиткорректностью мнения тихих швейцарцев; меньшинство же, привычно оглядываясь на принятое единообразие мысли, намекало: мол, могли бы пойти и дальше. Появились даже рассуждения о том, что-де швейцарцы – горные люди, а все горцы повсеместно известны объективной ограниченностью мировоззрения, поскольку живущий в горах человек не может видеть дальше соседней вершины. Ну, и так далее…

Не это интересно. Не интересна даже сама тема референдума, лишенная практического смысла. На всю Швейцарию – всего 4 минарета и найти их трудно даже тем людям, которые живут в соответствующих городах, а строить новые тамошние мусульмане не особо собираются.

Интересно, что у законопослушных швейцарцев прорвался страх. Проявились глубинные мысли, затаенные в недрах сознания бюргера, стремящегося сохранить приличия и поэтому обычно скрывающего свои взгляды даже от себя, даже перед сном, наедине с подушкой. Концентрация страхов стала настолько велика, что избиратели пошли на участки и проголосовали, так, как вы знаете.

Это – страх проснуться однажды в своей стране и не узнать ее, поскольку она заселена чужими, более активными, напористыми и уже устанавливающими свои правила игры людьми, воспользовавшимися терпимостью и благодушием местных жителей. Это – страх навязывания господства чужой культуры и исламской веры в смиренном и уже неверующем христианском мире. Это – страх потерять привычные ориентиры, быть смытыми и покоренными. Это – глубинный страх, который в прошлом испытали жители стольких процветающих пространств перед натиском решительных и изголодавшихся чужеземцев. Вспомним (чтобы не покидать описываемую географическую зону) хотя бы конец Римской империи, растворившейся под натиском тех, кого не совсем справедливо и с легкой руки более образованных побежденных называли варварами.

История человечества состоит, в том числе, из приливов и отливов огромных масс людей. Разные, но все время повторяющиеся причины приводят их в движение: голод, избыток населения, жажда богатства, поиск лучших земель, климатические изменения, которые стали так модны сейчас, но происходили всегда…

Вот и теперь мы видим (и не только в Европе) признаки идущего нового великого переселения народов. Старожилам становится страшно. Швейцарцы показали это первыми. Но события только начинаются.

Андрей СЕМИРЕНКО