ХДС: настали трудные времена


В том, что правящей партии приходится в канун выборов собирать богатый урожай критических замечаний в свой адрес, нет ничего удивительного. И германский Христианско-демократический союз не стал здесь исключением. Тем более что в нынешних условиях тяжелейший финансово-экономический кризис сильно облегчает задачу атакующих. Но в этот раз партии Ангелы Меркель выборы, скорее всего, дадутся особенно тяжело. Почему?

Для начала потому, что тем, вокруг которых можно было бы эффективно сформировать предвыборную кампанию, вроде бы в достатке, а настоящей Темы, которая могла бы зажечь избирателей и привлечь их на сторону ХДС пока, увы, не просматривается.

Образование? Внутренняя безопасность? Борьба с бюджетным дефицитом? Антикризисные мероприятия? Все это здорово, но, как говорится, не вставляет. Тем более что во всех этих областях похвастаться ведущей партии правящей коалиции нечем – ни сейчас, ни впредь. Зато у немцев возможностей предъявить ХДС разнообразные претензии – хоть отбавляй! А выборы этой осенью в Германии, да, наверное, и в других европейских странах тоже, сможет выиграть именно та партия, которая сумеет доказать, что она особенно достоверно и эффективно представляет интересы «рабочих и служащих», то бишь – наемных работников, по чьим спинам дубина кризиса прошлась особенно мощно.

Не надо думать, что тертые калачи из верхушки христианских демократов этого императива не ощущают. Вот, к примеру, эксперт по внутренней политике Райнхард Гриндель без особых затей так и заявил: «Между прочим, ХДС – партия рабочих. В Социал-демократической партии состоят учителя, политологи, да госслужащие, которые от кризиса ничего не проиграют. А нашим избирателям есть что терять, и они заинтересованы в тех, кто компетентен в экономике».

Эту яркую речь он сказал не перед кем-нибудь, а перед 18 тысячами рабочих завода «Фольксваген». Те, как утверждает пресса, сопроводили слова оратора аплодисментами. Может и не бурными и продолжительными, но факт народного одобрения остается фактом.

Конечно, у избирателя – короткая память, на этом строятся все предвыборные технологии. Но чтобы так открыто отказаться от верности демохристианским партийным массам, основой которых, как всегда было принято считать, по сей день остаются «сельские мужчины за 60»? Это сильно смахивает на открытое стремление сыграть на социал-демократическом поле.

Задача, заметим, отнюдь не из простых. Более того, как съязвила одна из германских газет, это будет не легче, чем СДПГ привлечь в ряды своих избирателей банкиров или жадюг-менеджеров. И все же попытаться можно.

Ведь если в 90-х годах прошлого века разница в численности рабочих в социал-демократической и христианско-демократической партии была в 20% в пользу первой – 40 против 20, то сейчас эти цифры значительно ближе друг к другу. А, по мнению некоторых социологов, и вовсе почти выровнялись. То есть на федеральном уровне численность рабочих в обеих партиях равна примерно 30%. Таковы данные опроса, проведенные фондом Конрада Аденауэра. Правда, надо учесть, что среди членов ХДС есть в основном только те, кто не состоит в каком-либо профсоюзе: его члены традиционно отдают свои симпатии СДПГ.

Так на что же тогда надеются христианские демократы? Чем они хотят привлечь симпатии людей, которые каждый день ранним утром исправно отправляются на работу, чтобы в конце месяца обнаружить, что после уплаты налогов, страховок, квартплаты и прочих неизбежных расходов у них в кошельке останется не намного больше, чем у ушлого получателя социальной помощи? Одной изящной риторикой здесь не обойдешься: нужны весомые доказательства того, что интересы таких людей ХДС понимает и готова всерьез отстаивать. Для этого партии волей неволей придется совершать непростой маневр по превращению из преимущественно правой в центристскую. А поскольку социал-демократы еще при Герхарде Шредере сильно поправели, жесткое столкновение интересов становится неизбежным.

Одной гордости, вызванной тем, что христианские демократы стали сейчас самой массовой партией Германии (в ее рядах насчитывается на 9 тысяч человек больше), будет явно недостаточно. Равно как и утешительных уверений в том, что за ХДС голосует больше рабочих, чем состоит в ее рядах. Что эта партия сумеет им предложить такого, чего они не найдут у других политических сил? Пока это абсолютно неясно.

Зато уже можно не сомневаться в том, что социал-демократы повели на пока-еще-партнеров по правящей коалиции фронтальную атаку. И начали ее без всяких затей – с фрау канцлерин.

Ударили из двух орудий главного калибра. Причем и председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг*1, и кандидат в канцлеры от этой партии (и пока еще вице-канцлер и министр иностранных дел) Франк-Вальтер Штайнмайер*2 объявили Ангелу Меркель «недостойной доверия». Причем непосредственно перед тем, как ей предстояло выступить с правительственным заявлением о борьбе с финансовым кризисом.

Нельзя не признать, что формальный повод для объявления войны у социал-демократов был, да еще какой! Министр финансов социал-демократ Пер Штайнбрюк*3 подготовил закон о борьбе с налоговыми оазисами и бегством от уплаты налогов, а ХДС заблокировала его принятие.

Такая же судьба постигла и новые правила обслуживания безработных в центрах занятости или, как их называют в Германии на заокеанский манер, джобцентрах. Этот документ готовил министр труда – опять-таки социал-демократ! – Олаф Шольц*4 и несколько глав земельных правительств. Франца Мюнтеферинга особенно возмутило то, что президиум ХДС выступил за это решение, а Ангела Меркель позднее голосовала против него, правда, в большой компании членов фракции ХДС в бундестаге. «Фрау канцлерин умудрилась проголосовать против себя самой», – возмущался он.

Однако всеми этими нападками дело не ограничилось. Еще один удар ХДС пришлось получить от преданных баварских соратников из Христианского социального союза. Эта партия сейчас явно переживает не лучшие времена (см. №10(26), 2008) и ее депутатам, уютно устроившимся в Европейском Парламенте, может грозить опасность лишиться своего места. Ведь на июньских выборах европарламентариев земельный список Христианского социального союза может не набрать 5% всех голосов, поданных в Германии. И тогда – прощай Страсбург!

Вот почему для ХСС сейчас жизненно важно привлечь как можно больше баварцев на выборы в Европейский Парламент. А для этого избирателю надо потрафить. Как? Ну, например, заведя – в который уже раз! – разговор о том, не слишком ли много власти делегируют национальные правительства наднациональному Брюсселю. Что и было сделано.

Стоит напомнить, что во второй палате Конституционного суда ФРГ лежит жалоба, которая просит проверить Лиссабонский договор на соответствие германскому основному закону. Сделать это необходимо до начала лета. То есть всю европарламентскую предвыборную кампанию предстоит вести, как выразился один из членов президиума ХДС, «под дамокловым мечом». Дескать, мы пока еще не знаем, согласуется ли все это с нашей конституцией, но вы уж доверьтесь нам и нашим кандидатам. Согласитесь, выглядит не очень убедительно.

Но еще более сильным ударом со стороны «сестринской партии», как называют друг друга ХДС и ХСС, стал документ, написанный депутатом бундестага от Христианского социального союза Томасом Зильберхорном. По одному его названию можно судить о содержании – «За Европу, близкую к гражданам: программа из 10 пунктов».

Основное требование, содержащееся в этом документе – проведение референдумов, как добровольных, так и обязательных. Нет никаких сомнений, что это весьма осложнит и затянет принятие интеграционных решений, а многие из них сделает просто нереализуемыми. Поддержку у многих избирателей такой курс найдет, можно не сомневаться. Но он же и «превратит Европу в поле боя», как заметил один из германских европарламентариев.

В общем, налицо курс мюнхенских политиков на дистанцирование от берлинских коллег. С этого направления ХДС пытается сбить своего всегдашнего партера уже не один месяц. Пока ничего не выходит.

Если перебрать в памяти события послевоенной германской истории, то сразу вспомнится, что ХСС использует эту тактику далеко не в первый раз. Во времена правления, чтобы не сказать царствования, в Мюнхене харизматичного Франца-Йозефа Штрауса, независимость баварской «сестры» подчеркивалась постоянно. А в случае серьезных стычек Штраус грозил Бонну, в котором тогда находилась столица ФРГ, что он нарушит конвенцию, согласно которой ХДС не суется в Баварию, а ХСС – во всю остальную Германию. Но по большому счету от этих раздоров не выигрывал никто, кроме политических соперников обеих партий – социал-демократов.

Тем более что позиции ХДС и ХСС в отношении к единой Европе и полномочиям Брюсселя кардинально не различаются. Вот вам набор тезисов: продолжение расширения ЕС истощает финансовые и моральные силы ЕС, ставит под угрозу политическую интеграцию Союза; принимать Турцию в ЕС сейчас не стоит; надо бороться против централизма и брюссельской бюрократии; Европейский Союз особенно сильно страдает от дефицита демократии.

Как вы полагаете, кто разделяет подобные взгляды? Какой-нибудь местный баварский депутат, критически настроенный против «этих, там в Брюсселе»? А вот и нет. Все вышесказанное полностью поддержат и лидеры ХДС. Они не хотят соглашаться только с тем, что по всем этим поводам надо устраивать дорогостоящие референдумы. Почему? «Потому, что мы понимаем: национальное государство сейчас не в состоянии в одиночку решить такие проблемы, как финансовый кризис, глобализация, изменение климата, обеспечение бесперебойного энергоснабжения и внешней безопасности», – считает депутат Европейского Парламента Эльмар Брок.

Разумеется, раздаются и примирительные речи, видные представители ХДС и ХСС предлагают прекратить публичные споры. В подтексте подобных высказываний легко читается очевидная мысль: хватит с нас неизбежных препирательств с социал-демократами, уж друг с другом-то можно было бы не собачиться. Пока трудно сказать, какая из тенденций возобладает. Но в том, что от единства в команде всерьез будет зависеть результат выборов, сомневаться не приходится.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Франц Мюнтеферинг
Родился 16 января 1940 года в Арнсберге (земля Северный Рейн-Вестфалия). До 1975 года работал в металлообрабатывающей промышленности. В СДПГ состоит с 1966 года. В 1975 году впервые избран депутатом бундестага.
С 1998 по 1999 год был федеральным министром транспорта, строительства и жилищного хозяйства, с 2002 по 2005 председателем фракции СДПГ в бундестаге. С 2005 по 2007 занимал пост вице-канцлера и федерального министра по труду и социальным вопросам в кабинете Ангелы Меркель. В 2008 году после перерыва по семейным обстоятельствам вернулся к активной политической жизни и в октябре принял у Курта Бека бразды правления в СДПГ.
В партии Франц Мюнтеферинг имеет репутацию противника инвестиционных компаний и хедж-фондов, причем с их острой критикой он начал выступать еще в 2005 году, когда это было принято в основном в среде противников глобализации. Большой резонанс в германских СМИ в 2006 году имело его высказывание, в котором он процитировал Августа Бебеля: «Кто не работает, пусть не ест!»
*2 Франк-Вальтер Штайнмайер
Родился в 5 января 1956 года в Детмольде (Северный Рейн – Вестфалия). Изучал право и политические науки в Гиссенском университете имени Юстуса Либиха.
В студенческие годы входил в редколлегию журнала «Демократия и право», печатавшемся в издательстве Паля-Рюгенштайна, которое, как считалось в ФРГ, получало финансовую помощь из ГДР. Оно находилось под наблюдением Федерального ведомства по охране конституции – политической полиции ФРГ.
Много лет – до 1991 года – преподавал на кафедре публичного права и политических наук Гиссенского университета. Затем поступил на работу в государственную канцелярию земли Нижняя Саксония, главой правительства в которой тогда был Герхард Шредер. С 1993 года возглавлял его личный секретариат.
После избрания Герхарда Шредера канцлером ФРГ, Франк-Вальтер Штайнмайер в 1998 году занял пост статс-секретаря в ведомстве федерального канцлера и уполномоченного по взаимодействию с разведывательными службами. После отставки главы этого ведомства Бодо Хомбаха в июне 1999 года полномочия руководителя перешли к Ф.-В.Штайнмайеру.
Помимо этого он принимал активное участие в разработке ряда стратегических документов СДПГ. На протяжении всего времени работы Г.Шредера на посту главы правительства ФРГ, Ф.-В.Штайнмайер принадлежал к числу его наиболее доверенных сотрудников, входивших в так называемый «кружок Штайнмайера». Туда относили руководительницу бюро Шредера Сигрид Крампитц, министра экономики Вольфганга Клемента, официального представителя правительства ФРГ Белу Анда, советника по взаимодействию со СМИ Райнхарда Хессе, главу планового подразделения Хенри Кордеса и еще ряд лиц.
Ф.-В.Штайнмайер считается прагматиком, умеющим добиваться поставленных целей. С 2005 года занимает пост главы министерства иностранных дел ФРГ.
С 2007 года является одним из трех заместителей федерального председателя СДПГ. В октябре 2008 года выдвинут в кандидаты от СДПГ на парламентских выборах 2009 года.
*3 Пер Штайнбрюк
Родился 10 января 1947 года в Гамбурге. Изучал экономику и социологию в Кильском университете. По окончании обучения работал в министерстве строительства, затем в министерстве транспорта, а с 1977 года – в министерстве науки и технологий.
С 1978 по 1981 год работал в ведомстве федерального канцлера и в постоянном представительстве ФРГ в ГДР.
С 1986 по 1990 год занимал пост руководителя бюро главы правительства земли Северный Рейн-Вестфалия Йоханнеса Рау, пользовавшегося в СДПГ огромным авторитетом.
В 2005 году избран на пост заместителя федерального председателя СДПГ и в то же время занял пост министра финансов ФРГ в кабинете Ангелы Меркель.
В том же 2005 году, будучи главой земельного правительства и основным кандидатом СДПГ на земельных выборах в Северном Рейне – Вестфалии, показал самый плохой результат с 1954 года – 37,1 процента.
В 2007 году был подвергнут резкой критике после попытки введения действующего на протяжении всей жизни налогового идентификационного номера для каждого жителя ФРГ.

*4 Олаф Шольц
Родился 14 июня 1958 года в Оснабрюке (земля Нижняя Саксония). Изучал право и с 1985 года работал адвокатом в Гамбурге. Специализировался в области трудового права. С 1990 по 1998 год работал в Обществе защиты прав потребителей.
В СДПГ состоит с 1975 года, начав контакты с партией с ее молодежной организации, в которой занимал пост заместителя председателя.
Четыре года – с 2000 по 2004 – возглавлял организацию СДПГ в Гамбурге, входил в состав федерального правления и с 2002 о 2004 годы занимал пост генерального секретаря партии. Поскольку он принадлежал к своего рода «партии шредерианцев», то после ухода Г.Шредера с поста председателя партии, О.Шольц последовал его примеру.
В годы работы в бундестаге входил в состав парламентской комиссии, контролировавшей работу германских секретных служб.