Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Французское председательство: эпизод или прецедент?

Французское председательство: эпизод или прецедент?

image_pdfimage_print
Уже много лет я профессионально наблюдаю за Европейским Союзом и за тем, как раз в полгода у него меняется страна-председатель. Каждая из них, заступая на 6-месячное дежурство, тщательно готовится, обдумывает приоритетные темы, которые кажутся ей наиболее важными. Но жизнь всякий раз корректирует это. Готовились к обсуждению институциональных реформ, сельского хозяйства или отношений с Африкой? Получайте, скажем, кризис в Ливане, цунами в Индийском океане или глобальный экономический кризис. Все благие начинания приходится бросать и – вперед! Один председатель сможет с этим справиться, причем, такая способность не всегда зависит от размеров страны или ее влиятельности. Помнится, в начале десятилетия сильнейшее впечатление на всех произвело председательство крошечной и замкнутой на своих проблемах Дании. Другая страна-председатель справляется, как получится, как позволяют возможности, кадры, внутриполитическая обстановка и прочее.

Во втором полугодии 2008 года ЕС крупно повезло. По прихоти составляемого на много лет вперед календаря руководство «двадцатью семью» на этот период выпало Франции. Ее недавно избранный президент Николя Саркози бурлил энергией и жаждал привнести личностный элемент в общеевропейскую политику. Была подготовлена амбициозная программа председательства. Вместо этого он получил развязанную Грузией войну на Кавказе (Грузия считалась в ЕС дружественной страной, почти союзником и признавать ее ответственность было, да и пока еще остается непозволительным), потом президентские выборы в США с известными результатами и с безвольной администрацией, вяло доживавшей последние месяцы своего существования. Наконец, грянул глобальный экономический кризис, который накрыл всех - и правых, и виноватых, и непричастных – и все остальное показалось сущими пустяками.

Франция продемонстрировала себя в этой ситуацией с лучшей стороны, мобилизовав весь ЕС, выступая с инициативами от имени Союза, придав его политике давно не виданную динамику и активность. Не всем это нравилось, но не заметить этого не могли.

Теперь, когда французские полгода закончились, в ЕС обсуждают, останутся ли они пусть удачным, но эпизодом, или же создан прецедент? Скорее, склоняются к первому объяснению. В качестве аргумента приводится прогнозируемое возвращение Вашингтона в трансатлантическую политику после катастрофического периода президенства Джорджа Буша-младшего, особенно на заключительном этапе. Это может ограничить инициативу и лидерскую роль ЕС. Кроме того, от председательствующей ныне Чехии и следующей за ней Швеции следует ожидать не импровизаций, неожиданных предложений и смелых ходов, но четкости, строгости, предсказуемости.

Другая группа вопросов связана с личностью самого Н.Саркози, который полгода публично требовал от европейских чиновников и от Европейской Комиссии большей амбициозности, постановки более масштабных задач. Захотят ли другие лидеры стран ЕС лично вовлекать партнеров, фонтанировать инициативами, широко привлекать СМИ к освещению происходящего, а не просто координировать, согласовывать, проводить оргработу?

Остается без ответа еще один вопрос. А сам французский президент захочет уходить в тень брюссельской политики? Во всяком случае, в разгар израильской военной операции в Газе именно он, а не его чешские коллеги, председательствующие в Союзе, бросив все, помчался на Ближний Восток…

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№1(29), 2009