Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > «Еще Польша не погибла…»

«Еще Польша не погибла…»

image_pdfimage_print
Парламентские выборы в Польше привели не только к смене правящего большинства и правительства, но и к ожиданиям пересмотра курса, который страна проводила в последние годы. В этом нет ничего удивительного. Польша как восточноевропейская страна ЕС еще не стабилизирована, не нашла внутреннего равновесия, поэтому итоги голосования там могут приводить к существенным переменам политики, чего давно не происходит в западноевропейских обществах.

Близнецы-братья Лех и Ярослав Качиньские на посту соответственно президента и премьер-министра проводили политику консервативную, националистическую и ориентированную преимущественного на далекого старшего американского брата. Теперь либералы Дональда Туска с младшими партнерами из Аграрной партии должны провести смену вех и больше ориентироваться на Брюссель и ЕС. Одновременно, судя по первым высказываниям нового главы правительства, он намерен вернуть в более дипломатическое русло натянутые (в каждом случае по-своему) отношения с крупными соседями – Германией и Россией.

Главные задачи, которые обещал решать Д.Туск, относятся, прежде всего, к сфере нормализации отношений с Брюсселем. «Польша – не хулиган (enfant  terrible в оригинале) Европейского Союза, – сказал он в недавнем интервью парижской газете «Монд». – Это – абсолютно ложный миф». Безусловно, поляки к ЕС настроены до сих пор дружелюбно, однако прежнее правительство начудило на внутриевропейской сцене немало. Теперь, склеивая разбитые горшки, Польша подписала Лиссабонский договор о реформе, который призван заменить снятую с повестки дня европейскую конституцию, сопутствующие правозащитные документы, готова работать над единым европейским рынком, разрабатывать общую энергетическую политику… Переход на евро по-прежнему не упоминают, тогда как эксперты считают вероятным для этого события 2012 год.

Со стороны руководства ЕС политические перемены в Варшаве были встречены вздохом облегчения. «Польша – очень важный участник Союза, с которым нельзя не считаться», – заявил председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу после первой беседы с новым польским премьером. Ему даже было обещано в Брюсселе с пониманием отнестись к невозможности Польши соответствовать требованиям ЕС в отношении объема выбросов в атмосферу углекислого газа, поскольку энергетика этой страны в решающей степени зависит от собственного угля. Его добыча – не только важная составляющая польской экономики, но и крайне серьезная в социальном плане.

С Германией братья Качиньские были на ножах по всем проблемам, насколько можно быть на ножах, участвуя как союзники в одних и тех же военно-политических и политико-экономических объединениях. Варшава ссорилась с Берлином по всем вопросам – от целесообразности строительства газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря до перетряхивания прошлых обид, связанных со Второй мировой войной. Здесь можно ожидать в первую очередь перехода с языка коммунальной кухни на нормальный. Хотя польско-германские трения и старые раны никуда не делись, настрой в Варшаве сменился, вместо конфронтации для набора внутриполитических очков у националистически настроенной части населения очевиден настрой на спокойный диалог. Первым свидетельство этого стало назначение госсекретарем при премьер-министре по отношениям с Германией 85-летнего ветерана польской политики, бывшего министра иностранных дел, авторитетного Владислава Бартошевского.

С Россией тоже новое польское правительство намерено привести отношения в спокойное русло, как и подобает соседям. После ссор по практически всем вопросам, от американской противоракетной системы, элементы которой планируется развернуть в Польше, до мясных склок и вето Польши на начало переговоров о заключении Москвой и Брюсселем нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, Д.Туск стал заявлять о готовности решать все спорные проблемы. Этому способствует, кстати, его более осторожное отношение к американской программе ПРО.

Первым жестом Варшавы стало снятие польского вето на переговоры о приеме России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Я проинформировал российскую сторону о снятии Польшей запрета на такие переговоры», – объявил польский премьер. Эти переговоры, равно как и сама организация, политически не слишком значимы, однако шаг сам по себе может предвещать новый климат в польско-российских отношениях. Происходит и движение на мясном фронте и на других. В самой Варшаве ощущается готовность преодолеть затянувшийся кризис с Москвой, определенное облегчение в связи с этим.

Что именно удастся изменить в этом плане, пока непонятно. Давние наблюдатели за польской политикой призывают не торопиться: каждое новое правительство страны обещает нормализовать связи с Россией, но особых сдвигов в реальной жизни не происходит. Никуда не делась проблема ПРО, споры по газопроводу, не пропали антироссийские инстинкты польских политиков, активно работающих против Москвы на постсоветском пространстве, и другие поводы для трений. Остается надеяться, что на этот раз намерение выйти из тупика противостояния будет подкреплено реальными делами.

Андрей СЕМИРЕНКО
Варшава – Москва

Москва и Варшава урегулировали длившийся два года кризис, связанный с запретом российской стороны на импорт из Польши мясной продукции. После проведения всех инспекций российских ветеринарных служб в польских хозяйствах министры сельского хозяйства двух стран встретились и урегулировали вопросы, остававшиеся нерешенными. Согласованный сторонами меморандум расставляет все необходимые акценты и закрывает тему. Ограничения на ввоз польской аграрной продукции могут вводиться российской стороной, но в рамках общепринятых мер, например, в связи с птичьим гриппом. Остальные трения сняты.
Эту новость приветствовали не только в Варшаве, но и в Брюсселе.
Запрет на ввоз мяса из Польши был введен в конце 2005 года, когда российские органы ветеринарного надзора установили, что под видом польского мяса в Россию поставляется некондиционное мясо из совершенно других стран. Тогдашнее националистическое польское правительство объявило эти шаги Москвы политическими. Этим оно оправдывало вето, которое Польша наложила на начало переговоров между Россией и ЕС о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между двумя сторонами. Ожидается, что в ближайшее время это вето будет снято.

№12(17), 2007

№12(17), 2007