Французы пересаживаются на общественный транспорт


Новую тенденцию обнаружили французские социологи: их соотечественники пересаживаются с автомобилей на различные виды общественного транспорта, сокращается роль личных машин в поездках. Это касается как внутригородского транспорта, так и междугородного.

Так, Союз общественного транспорта, объединяющий 170 операторов в городских зонах, отмечает, что только с января по апрель 2008 года число их клиентов выросло на 6%. Чуть больше увеличился поток пассажиров на пригородном железнодорожном транспорте – на 6,3%, а на сверхскоростных видах на 10% увеличился такой показатель, как «человеко-километры». В целом поток пассажиров на французских пригородных поездах за 10 лет увеличился на 60%!

Причин такой эволюции несколько. С одной стороны, использование личного автотранспорта становится все более дорогостоящим и все менее комфортабельным, несмотря на выпуск все более совершенных машин. Здесь и подорожание бензина, и проблемы с парковкой в больших городах, автомобильные заторы, ужесточение полицейского контроля на дорогах Франции. С другой стороны, за последние 10-15 лет французские власти в центре и на местах очень многое сделали для развития инфраструктуры общественного транспорта, пущено множество новых линий. В одних городах вернулись к трамваям, но на технологически несравненно более высоком уровне. В других, например, в Париже, создана по-настоящему зеленая улица для автобусов. К этому надо добавить моду на экологию – хорошим тоном, даже модой, стала забота об окружающей среде.

Национальное общество железных дорог провело исследование причин, которые заставляют французов пересаживаться с авто на поезд. Результаты получились любопытные: 34% хотят сэкономить время, 31% считает, что автомобиль стал слишком дорогим удовольствием, 23% надоело ощущать за рулем постоянный стресс, 23% испытывают слишком большие трудности с поиском парковки. При этом среди постоянных пассажиров пригородных поездов 56% имеют в собственности машину!

Изменение в транспортном поведении французов стало заметным в 2005 году. Тогда впервые было констатировано сокращение поездок на автомобилях в стране – на скромные 1,4%, но все же сокращение. В последовавшие два года показатель замер на этой отметке: не сокращался, но и не рос.

«Мы все больше присутствуем при таком положении, когда владение автомобилем и пользование им перестают быть одним и тем же, – прокомментировал парижской газете «Монд» это явление эксперт Центра по изучению транспорта, урбанизма и общественного строительства Жан-Мари Гидез. – Машина становится одним из средств передвижения. Мне приходит в голову параллель с запретом на курение в барах. Лет 10 назад никто не мог представить себе, что политики решатся принять такой закон. И уж совершенно немыслимым представлялось, что такой закон будут соблюдать. Возможно, с автомобильным транспортом происходит что-то подобное».

Светлана ФИРСОВА

№10(26), 2008