Бонд, Джеймс Бонд, или лицензия на успех


Торжества в честь отца супершпиона Ее Величества идут, причем с размахом: 100-летие со дня рождения британского писателя Яна Флеминга приходится на 28 мая. Бондиана стала культурологическим явлением, вырвавшимся за рамки противостояния двух общественно-исторических систем в пору «холодной войны». Харизматичный джентльмен в нестареющем старомодном английском стиле оказался востребован и сегодня, когда огрубевшей и прожженной публике, знающей всему цену и не верящей в прекраснодушные идеалы, все равно требуются положительные герои.

Сын тори – депутата парламента от Консервативной партии, который погиб во время Первой мировой войны, Ян Флеминг никогда не изменял своим принципам. Терпеть не мог слюнявых либералов. Своего агента 007 с лицензией на амурную охоту и отстрел «врагов англосаксонского народа» журналист с писательской жилкой сделал мускулистым суперменом с манерами светского льва и хваткой уличной дворняги.

Кстати, литературную выучку Флеминг прошел в информационном агентстве Рейтер. По его признанию, Рейтер было «очень интересным местом в те годы, именно там я научился писать быстро и точно воспроизводить факты». В 1930-е год Флеминг побывал в СССР: освещал показательный судебный процесс над шестью британскими инженерами, обвиненными в шпионаже, а во второй раз отсылал в Лондон сухие отчеты о переговорах торговой делегации. Тогда и случился эпизод, многократно размноженный затем в бондиане. Как вспоминают его биографы, «это была малоинтересная поездка, однако Флемингу удалось соблазнить русскую женщину в отеле «Националь», которая, как он думал, была приставлена следить за ним».

Еще одна пикантная деталь: вместе со своим коллегой Ян Флеминг запросил интервью у Иосифа Сталина. На открывшейся в Лондоне выставке в качестве экспоната есть оригинал ответа, отпечатанный на машинке и подписанный рукой вождя: «Уважаемые господа Ричардсон и Флеминг! Я очень занят в данный момент текущими делами и, к сожалению, не имею возможности удовлетворить вашу просьбу. И.Сталин. 25.IV.33 г.».

Совмещал ли репортер Флеминг «литературу в спешке», как называют журналистику, с разведывательной деятельностью, неизвестно. Зато факт непреложный: во время Второй мировой войны Флеминг служил помощником директора военно-морской разведки Великобритании адмирала Джона Годфри, которого сделал прототипом своего главы британской разведслужбы под буквой вместо имени – М.

К юбилею Флеминга королевская почта выпустила памятную серию марок. Подготовлена экспозиция, посвященная дизайну обложек книг об агенте 007, а в мае выйдут в тираж сразу две книги – сикуэллы, как теперь выражаются, то есть продолжение бондианы. Писательница Кейт Уэсбрук завершила финальную часть дневников секретарши Манипенни, а ее коллега по ремеслу Себастьян Фолкс склонировал, добавив собственной фантазии, похождения Джеймса Бонда, и в день 100-летия Флеминга одновременно в ряде стран появился его роман под названием «Дьяволу не все равно».

Флеминг был особо щепетилен при игре в карты, терпеть не мог жульничества. Поскольку Дьявол, по определению, играет краплеными картами, то крестный отец агента 007 выставил бы и его в роли одного из своих хрестоматийных архи-злодеев. И в этом секрет успеха его творения: вне зависимости о того, как зовут негодяя, пишется ли его имя кириллицей или иероглифами, читатель и зритель воспринимает все как вариацию на извечный и неизбывный сюжет: борьба Добра со Злом. Потому и выданная Яну Флемингу лицензия на успех его гламурного мачо – бессрочная.

Владимир МИХЕЕВ

№5(22), 2008