Неграмотность по-европейски


Согласно статистике, в мире насчитывается 760 миллионов неграмотных. Не стоит думать, что все они живут исключительно в экономически отсталых странах, где не то, что компьютера, и книжки-то никто в глаза не видывал.

Во вполне благополучных и современных европейских странах, оказывается, тоже предостаточно тех, кого специалисты называют людьми с недостатком базового образования. Конечно, буковки они разбирают, но читают так, что без слез слушать это невозможно, считают с большой натугой, если вообще умеют это делать, а уж писать… Ну, в общем, вы поняли, о чем это я.

Возьмем, к примеру, Австрию. Таких функционально неграмотных обитателей в этом государстве насчитывается целых 300 тысяч человек. Заметим, речь идет о взрослых людях, а не о дошкольниках. А населения в Альпийской республике, если кто забыл, 8 миллионов человек. Как вам нравится это соотношение?

Причем, легко понять, что такие люди пожизненно обречены оставаться в самом низу социальной лестницы. Какую-нибудь простенькую работенку, где можно скрыть свою малограмотность, они, конечно, выполнять научатся, но потолком карьерного роста, скорее всего, будет место старшего оператора мусоровоза.

В соседней Германии неграмотность считается успешно побежденной аж в 1912 году. Именно тогда было проведено последнее общенациональное обследование, которое дало прекрасный результат: доля неграмотных составила 0,02%. На том и успокоились. Надолго. До самого 1978 года, когда выяснилось, что при существовании системы обязательного школьного образования в стране много взрослых людей, с трудом умеющих читать и писать! И это в последней четверти ХХ века!

Сейчас точных данных не может привести даже всезнающая немецкая статистика, она предпочитает отгородиться от вопросов оценками ЮНЕСКО. А они вызывают у знающих людей немалое беспокойство: функционально неграмотных в ФРГ от 0,75 до 3% взрослого населения. Где ты, 1912 год и тогдашний неслыханный триумф прусского учительства, ау?

Если вам интересны абсолютные цифры, то они таковы: речь идет о числе от 500 тысяч до 3 миллионов граждан в возрасте старше 15 лет. Между прочим, Федеральный союз борьбы с неграмотностью – есть в Германии и такой – с оценками ЮНЕСКО не согласен. По его представлению неграмотных в стране 4 миллиона. Да, они знают некоторые буквы, порой, способны даже, не торопясь, прочесть отдельные слова. Но о том, чтобы одолеть целый текст и освоить содержащуюся в нем информацию, и речи быть не может.

Остается только задать недоуменный вопрос: господи, да как же они все живут-то в современном мире?

А вот как. Своим опытом делится Тина Ф., 46 лет от роду, по роду занятий – «фаргастбетройерин» (так по-немецки называется сотрудник справочной службы берлинской городской электрички – Эс-бана). «Альфа и омега в этом случае – способность выучить все нужное наизусть. А это я здорово умею, – рассказывает она. – Понятно, что при моей профессии мне надо было бы уметь читать. И считать тоже. Скажем, спрашивают меня люди, как доехать от Банхоф Цоо до аэропорта. Мне надо на плане найти кратчайший маршрут и прочесть все названия остановок. Или человек хочет узнать, сколько времени займет поездка от Руммельсбурга до Эркнера. А я не могу прочесть названия остановок и сосчитать время в пути. Выход один – выучить наизусть всю схему Эс-бана и все данные о времени в пути между остановками». Кроме того, за довольно долгую трудовую биографию, приходилось ей работать на шоколадной фабрике «Саротти», собирать сотовые телефоны, делать массаж головы клиентам парикмахерской. И никто, заметим, ни о чем не догадывался.

Еще один этап трудового пути – работа официанткой в кафе. «Эти номера столиков сбивали меня с толку. Так вот мне приходилось на пачке счетов набрасывать изображение клиента. Сидит, к примеру, толстяк, который курит, я рисую круглую рожицу с дымящейся сигаретой, а потом своими особыми знаками записываю, что он заказал кофе и фруктовый кухен (типично немецкий пирог. – Прим. авт.). На кассе мне, к счастью, считать не приходилось, я набивала заученную наизусть цену кухена и сумму, которую мне дал клиент, а кассовая машина высвечивала, сколько ему положено сдачи. Если приходилось рассчитываться за столиком, то и тут я использовала собственную методу. За пачкой счетов я прятала маленький калькулятор, и никто не догадывался, что я не умею считать», – рассказывает Тина Ф.

Сейчас она решила, что настало время все же пойти поучиться читать-писать-считать, и вот уже несколько месяцев она посещает Берлинскую школу для неграмотных. Её учительница Урда Тиссен преподает там уже 18 лет и с заботами людей, подобных Тине, знакома основательно. «На самом деле, неумение читать и писать для наших школьников – самая простая проблема», – уверяет она.

Многим из Тининых товарищей по несчастью приходилось преодолевать массу других трудностей – в школе их высмеивали, унижали, травили, колотили. Многие прошли через злоупотребление спиртным и наркотики. Почти у всех чрезвычайно заниженная самооценка. «Даже дома им снова и снова повторяли: да брось ты, все равно ты этого не сможешь; оставь, тебе все равно не понять. Даже сейчас, когда мы их хвалим, не все это понимают правильно. Кое-кто думает, что их дразнят или иронизируют над ними», – говорит фрау Тиссен.

По её словам, Тина Ф. – типичный пример педагогической запущенности. В раннем детстве мать, которая не могла управиться с тройней, сдала ее в приют при церкви. Хотя основное внимание там уделяли молитвам и пению, но читать и писать все же научили. В те годы Тина занималась с удовольствием, даже сочиняла и записывала маленькие истории, кроме нее, к сожалению, никому не интересные.

Когда несколько лет спустя её вернули в семью, она хотела показать написанное матери, чтобы она помогла ей это выправить. Однако и та от неё отмахнулась: «Ах, брось ты, давай лучше в картишки перекинемся».

В школу ее отдали опять в начальный класс, программу которого она знала, и живой девочке там стало скучно. Она перестала следить за происходящим и, естественно, пропустила тот момент, когда начался незнакомый материал. Начала сильно отставать, но поскольку вела себя хорошо, учителя исправно переводили её из класса в класс, не обращая внимания на успеваемость, вернее, её полное отсутствие. Так и просидела потихоньку до самого окончания школы.

…В ученики к фрау Тиссен попадают по-разному. Одних направляет Ведомство по труду: лишившись работы, неграмотный человек оказывается в положении рыбы, выброшенной из воды, – ни заполнить необходимых для постановки на учет документов, ни прочесть присланное официальное письмо, ни тем более воспользоваться компьютером… Другие сами доходят до того, что научиться грамоте все же необходимо.

«Некоторым приходится сделать над собой гигантское усилие, чтобы прийти к нам. Я знала людей, которые месяцами ходили мимо нашей школы, прежде чем решились переступить её порог. Таких мы сразу берем в оборот: второй раз они могут на этот подвиг не решиться», – рассказывает фрау Тиссен.

Всем поступающим дают проверочную работу, чтобы выяснить, так сказать, масштабы бедствия. На первом этапе просят написать буквы – «А», «В», «С»… Справившихся озадачивают написанием слогов – «МА», «ВА», «КА». Высший пилотаж – целые слова, преимущественно из четырех букв – «мама», «баум» (дерево), «брот» (хлеб).

Результаты тестов отличаются самым разительным образом. Фрау Тиссен доводилось встречать грамотея, почти правильно написавшего восемьдесят слов из ста. Примером противоположного свойства была работа, состоявшая из единственной буквы – «А», исполненной столь коряво, будто писал её полупарализованный слепой. Однако учиться здесь берут всех, хотя предупреждают честно: на быстрый успех рассчитывать не приходится. Большинству потребуется не год и не два, чтобы овладеть умениями, которые в детском возрасте осваиваются без чрезмерных усилий. Но упущенного не вернешь…

Вот только как объяснить это тем 70 тысячам молодых жителей ФРГ, которые каждый год бросают школу? Какими словами рассказать им о том, что ждет их, функционально неграмотных, впереди? Как описать унизительную необходимость все время скрывать свой недостаток, живя в постоянном напряжении от того, что в любой момент можешь быть разоблачен?

Алексей ГОРЕЛОВ