Если взглянуть внимательнее,


то окажется, что у умеренных европейцев немало сложностей с употреблением спиртного

Почему-то принято считать, что в Европе пьют умеренно, «не то, что у нас». На первый взгляд это именно так и выглядит. А если присмотреться повнимательнее? О том, какие эксцессы допускают в этом отношении жители Старого Света, мы рассказывали не однажды (см. «Пьют, как за себя льют!» (№1(40), 2010), «В Саксонии живут самые пьющие немцы» (№1(29), 2009), «Пили, пьем, и будем пить?» (№4(21), 2008).

Однако социологи, изучающие эту сторону жизни современного европейского общества, постоянно подбрасывают политикам новую пищу для размышлений. Вот что недавно сообщила Мехтхильд Дикманс, которой федеральным правительством ФРГ доверен пост уполномоченного по борьбе с наркоманией. Алкогольная зависимость, которая прежде всегда воспринималась как в основном мужская проблема, ныне все стремительнее приобретает женское лицо. По её словам, жертвами алкоголизма в Германии стали уже 370 тысяч женщин.

Особые опасения вызывают девушки и молодые женщины, страдающие этой болезнью: им бы, как говорится, еще жить да жить. Но и дам, про которых вежливо говорят, что они «в возрасте», беда тоже не обошла стороной. По данным госпожи Дикманс, каждая пятая женщина в возрастной группе от 45 до 54 лет пьет, что называется, больше чем нужно. Не случайно министерство здравоохранения ФРГ решило впервые провести исследование питейных привычек прекрасной половины населения ФРГ. Мехтхильд Дикманс считает особенно опасным то, что растет число алкоголичек в возрасте от 10 до 20 и от 45 до 59 лет.

В целом потребление алкоголя за последние 30 лет в Германии снижается, но при этом среди пьющих все больше становится тех, кто делает это без всякой меры.

Вот результаты опроса, проведенного Хайди Райнль из Тюбингенского института социальных исследований. Предметом её интереса были девочки в возрасте от 12 до 17 лет. «Им хочется позабавиться, все попробовать и поэкспериментировать. Поэтому они и напиваются до беспамятства», – говорит она. Делают они это всегда в группе, причем в отличие от взрослых женщин, угрюмо надирающихся в одиночку за закрытыми дверями, девчонки пьют – и до одури – как правило, на людях. Им, говорит исследователь, хочется испытать «контролируемую потерю контроля над собой». При этом они пытаются опекать друг друга, что далеко не всегда удается…

А вот британские исследователи провели тест, в котором сравнивали память избыточно пьющих и тех, кто спиртного в рот не берет. Результат предсказуем: те, кто регулярно напивается до остекленения, потом по нескольку дней жалуются на провалы в памяти и неспособность сконцентрировать внимание.

Большое опасение вызывает динамика процесса: в 2000 году в стационар из-за патологического опьянения угодило 9500 человек в возрасте от 10 до 20 лет. Восемь лет спустя таких уже насчитывалось 27,5 тысячи – рост на 170%. Очень быстро растет и доля напивающихся до потери самоконтроля девочек: число алкогольных отравлений в возрастной группе от 10 до 15 лет выросло всего за два года – 2008 и 2009 – на 22%. Мальчики по этому показателю отстали на целых 3 процентных пункта.

Еще одна деталь: 80% девочек в возрасте от 14 лет уже имеют «опыт употребления спиртного», говорит М.Дикманс. «Очевидно, что контрольные меры, предусмотренные законом о защите молодежи, зачастую реализуются не так, как мы бы того хотели», – огорчается она.

Рассмотрим на примере Австрии еще одну сторону проблемы – употребление спиртного за рулем. Порой, это приводит к самым трагическим последствиям, но все попытки бороться с этой вредной привычкой оказываются безрезультатными.

Министерство транспорта Альпийской республики тратит изрядные средства – суммы с шестью нулями – на рекламные и просветительские кампании. И каков же результат? А нет его, результата-то. Все напрасно…

К такому выводу пришли все шесть австрийских организаций, занимающихся подготовкой и просвещением водителей. Это само по себе достаточно показательно, поскольку обычно они вообще-то ведут жесткую конкуренцию на одном рынке, а тут вдруг такое единодушие. А все дело в том, что число тех, кто позволяет себе перебрать и сесть за руль, постоянно растет.

Кампании в СМИ стоят весьма дорого, а плоды их не то, что скудны, а попросту отсутствуют. Это подтверждает анонимный опрос, проведенный среди попавшихся выпивох. Только 5% из них подтвердили, что обращают внимание на телепередачи и статьи в прессе, посвященные этой теме.

Проще сказать, увещевания совершенно бессмысленны. А единственное, что действительно оказывает воздействие – усиление контроля. То есть человека в форме и последствий незапланированного контакта с ним на дороге, любители заложить за галстук все же опасаются всерьез.

Андрей ГОРЮХИН