Кулинарная дискриминация


Есть во Франции такая сеть предприятий быстрого питания – «Квик». Ну, есть, и есть. Как говорится, других кормят и сами кормятся. До «Макдоналдса» по количеству филиалов они не дотягивают: у того их почти втрое больше. Но и 350 – тоже цифра немаленькая, правда?

Подают в «Квике» хорошо известный кулинарный шедевр – котлету, всунутую промеж двух жестковатых булок. Некоторым, говорят, нравится. Но поскольку бороться за клиента все-таки надо, то изобретательные бургероделы решили найти свою особенную нишу. И нашли! Причем, как они полагали, в высшей степени политкорректную, да еще и коммерчески выгодную.

Сперва о политкорректности. В целом ряде филиалов «Квика» решили подавать только бургеры, в которых используется исключительно халяльное, то есть приготовленное с учетом всех мусульманских пищевых табу, мясо.

Теперь о коммерции. Посещаемость в халяльных филиалах резко подскочила, разумеется, за счет тех, кто строго соблюдает религиозные предписания ислама. В таких людях во многих французских городах недостатка нет, поскольку мусульманская диаспора в стране сейчас едва ли не самая многочисленная в Европе, насчитывает около 5 миллионов человек. И два с лишним десятка заведений, в которых подают халяльные бургеры, это не бог весть какая большая цифра.

И тут вновь приходится вернуться к разговору о политкорректности. Один из первых подобных филиалов был открыт в Страсбурге, городе, дающем приют Европейскому Парламенту – признанному бастиону равноправия и оплоту прав человека. Так вот, мэр этого города, социалист Ролан Рис, тут же заявил, что не поддерживает действия, направленные на формирование групп населения, выделяемых по определенному признаку. Ну а те, кто в силу официального положения не связан необходимостью прибегать к завуалированным формулировкам, и вовсе заговорили о том, что в подобных заведениях дискриминируют немусульман, лишая их возможности поесть свининки.

Дополнительную пикантность ситуации придает и то, что «Квик» по сути дела квазигосударственная фирма, поскольку стоящие за ней банки «Кесс де депо э консиньясьон» находятся в государственной собственности.

Теперь у главы компании – Жака-Эдуарда Шарре – прибавилось работы: ему приходится давать публичные объяснения тем, кто недоволен столь вопиющей кулинарной дискриминацией. Причем география недовольства довольно широка – от северофранцузского Рубо, через многие парижские пригороды, Лион, Тулузу и далее – до самого Марселя. Его оправдания – дескать, «нам приходится действовать на остроконкурентном рынке» – особого успеха не имеют.

Нет, против хяляльных продуктов никто не протестует, пусть ими торгуют на здоровье те, кто их ест. Просто недовольные требуют, чтобы там были другие бургеры и прочие блюда, соответствующие их вкусам. «Квику» пришлось отреагировать, пообещав, что в халяльных фаст-фудах появятся сэндвичи с семгой и – о ужас! – котлеты из «этого животного», как некоторые правоверные мусульмане называют свиней, чтобы не осквернить себя упоминанием о нечистом звере.

Впрочем, мсье Шарре и его коллег можно понять: рынок халяльных продуктов во Франции весьма велик, к примеру, он вдвое больше, чем рынок био-продуктов, о пользе которых довольно назойливо твердит реклама. Недавно были обнародованы данные маркетингового исследования, где приведены объемы продаж халяльного продовольствия – 5,5 миллиарда евро в год. Потенциал роста – 20%. Понятно, что настоящему бизнесмену трудно удержаться, чтобы не отщипнуть кусочек.

Александр ВАРВАРИН