Британские врачи выбирают сверхурочные,


но директива ЕС запрещает им работать больше 48 часов

В британских госпиталях и больницах царит легкая паника. Начиная с августа, придется подчиниться принятому в Европейском Союзе еще в 1993 году законоуложению, которое накладывает целый ряд ограничительных мер при использовании наемного труда. Более всего пугает запрет работать более 48 часов в неделю. Это означает, что потребуется чаще ротировать младший медперсонал, а также хирургов «на подхвате» и докторов, проходящих интернатуру. Возможность прибегать к сверхурочным испарится.

Национальная система здравоохранения (NHS) – гордость нации, триумф социализма, поскольку это едва ли не единственная услуга, предоставляемая государством, конечно же, за деньги налогоплательщиков, всем гражданам Британии бесплатно. Посягнуть на систему – посягнуть на святое. И когда голос протеста и голос в защиту NHS возвышает Джон Блэк, президент Королевского общества хирургов, все общество слушает с особым пиететом.

Но прежде чем оценить обоснованность или необоснованность претензий британских медиков, необходимо представить Директиву о рабочих часах, разработанную в Евросоюзе с целью защитить здоровье и обеспечить безопасность граждан. Документ устанавливает такие правила трудового распорядка:

– в среднем рабочая неделя не должен превышать 48 часов, куда входит время, потраченное на разъезды по казенной надобности, переподготовка и курсы повышения квалификации, краткие перерывы в течение дня, добровольные сверхурочные;

– 48-часовой лимит не распространяется на работников в вооруженных силах и службах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, грузчиков в портах, рыбаков рыболовных траулеров, а заодно на гувернанток и горничных в богатых домах. Отдельная статья – управленцы высшего звена, которая сами решают, пахать им по 12+ часов в день или нет;

– всем полагается не менее 11 часов непрерывного отдыха в течение суток и тайм-аут во время вахты или смены, длящейся более шести часов, а также минимальный отдых в объеме суток, причем непрерываемых, каждые семь дней;

– ежегодно предоставляется оплачиваемый отдых не менее 4 недель, и т.д.

Первоначально инструкция ЕС носила принудительно-рекомендательный характер. Предполагалось, что в каждой стране ее инкорпорируют в национальное законодательство, возможно, с некоторыми изъятиями. Так и произошло: в Британии предусмотрели право работников не согласиться с этими правилами и вкалывать столько, сколько велит босс или обстоятельства, а во Франции сторонники философии – мы не живем, чтобы работать, а работаем, чтобы жить – вовсе оказались «впереди планеты всей», законодательно урезав рабочую неделю до 35 часов.

Однако Евросоюз последовательно гнул свою линию, и вот приблизился последний рубеж, после чего в Британии нельзя уже будет упоенно пахать без оглядки на соседей. Строго говоря, островитяне медленно пятились назад с 1998 года, когда они приняли к исполнению строгую директиву. Хотя часть медперсонала была выведена из-под действия эдикта из Брюсселя, в 2004 году был принят лимит в 58 рабочих часов, в 2007 его сократили до 56, и вот к концу лета ожидается переход на 48-часовую неделю. Чем это чревато?

«Известно, что наиболее опасные инциденты случаются в больницах ночью и на выходные, а теперь станет еще хуже, потому что мы недосчитаемся врачей… Не говоря уже о многочисленных передачах пациентов из одних рук в другие, что приведет к беспокойству и тревоге больных, перед которыми будет проходить вереница докторов», – разъясняет неприятие навязываемой меры Джон Блэк. Его ассоциация хирургов подготовила исследование по итогам 2009 года: сейчас каждые 9 из 10 докторов работают больше, чем по 48 часов в неделю, чтобы успеть позаботиться обо всех.

Если директива ЕС станет обязательной к неукоснительному исполнению, госпитально-больничная система в Британии сломается. Джон Блэк считал бы оптимальным, чтобы хирурги могли трудиться по 65-70 часов в семидневку. Иначе, по его словам, «возможна катастрофа». Проведенный в ноябре 2009 года опрос показал, что только 18% больничных учреждений страны соблюдали 48-часовой предел.

Джон Блэк, как сообщает «Дейли телеграф», сомневается, что в правительстве к мнению его ассоциации прислушаются, и изливает свои ламентации: «…нам скажут, что невозможно обойти или проигнорировать закон ЕС. Но ведь европейским законодательством пренебрегли, когда в 24 часа решили национализировать банковскую структуру. Правительство может сделать все, если проявит политическую волю».

Владимир МИХЕЕВ