Слабоумие приобретает пугающие масштабы


Во всем мире более 35 миллионов человек страдают различными формами старческого слабоумия, в том числе самой известной из них – болезнью Альцгеймера. И это, заметим, на 10 процентов больше того количества, которое прогнозировали ученые еще несколько лет назад. Причина? Она в том, что были заметно недооценены масштабы распространения этого недуга в развивающихся странах, считает международная группа исследователей, занимающихся изучением проблемы. Уточненное предсказание: в 2010 году деменцией будут страдать 35,6 миллиона человек. Огромная цифра? Еще бы!

Но особенно настораживает другой прогноз. Количество таких больных будет удваиваться каждые 20 лет и к 2050 году, как предполагается, достигнет 115 миллионов человек. И это, по мнению ученых, вызывает необходимость принятия срочных мер, поскольку такие темпы распространения заболевания близки к критическим.

Сейчас старческое слабоумие наблюдается у каждого восьмого человека старше 65 лет и почти у каждого второго старше 85-ти. Конечно, одна из причин в очень заметно увеличившейся продолжительности жизни. Но медики называют и следующие факторы риска: избыточный вес, высокое содержание холестерина в крови и диабет.

В бедных странах эта тема зачастую окружена непроницаемой завесой умолчаний, а порой слабоумие считается там неизбежным спутником старения, что, по мнению ученых, абсолютно неверно. Но столь ошибочная точка зрения может господствовать и в экономически высокоразвитых странах. Скажем, она характерна для 50 процентов британских семей, где ухаживают за родственниками, страдающими этим заболеванием. Кстати, только в странах Западной Европы статистика насчитывает семь миллионов людей с диагнозом «старческое слабоумие».

Глава организации «Германский фонд хосписов» Ойген Брюш привел такие данные: в ФРГ каждый год число больных деменцией увеличивается на 250 тысяч! Причем, по его словам, такие пациенты зачастую не получают необходимой им помощи. Вот почему он считает насущным создание общенациональной программы, в которой были бы намечены реальные цели и сформулированы хотя бы самые насущные меры, которые должны быть приняты в срочном порядке.

Причем речь здесь идет не только о пациентах, но и о врачах, которые подчас недостаточно осведомлены о диагностике и терапии все шире распространяющегося заболевания. Добавим, что, по мнению Ойгена Брюша, выполнение этой программы надо поставить под контроль бундестага, поскольку совершенно недостаточно «привлечь несколько сот безработных для заботы о пациентах, нуждающихся в уходе».

Он также привел пример типичной врачебной ошибки, совершаемой в отношении страдающих деменцией: им зачастую по-прежнему назначают прием сильных успокоительных средств, хотя они-то при этом диагнозе не то что противопоказаны, а просто опасны, поскольку могут привести к воспалению легких, инфаркту и инсульту. Тем не менее врачи, подчас под давлением родственников, уставших от, прямо скажем, непростых проявлений этой болезни, идут на это… «Успокоение вместо адекватной помощи? Это не может соответствовать нашим представлениям о достойном уходе за больным», — сетует О. Брюш.

Андрей ГОРЮХИН