Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Кризис развеял по ветру цыганское счастье

Кризис развеял по ветру цыганское счастье

image_pdfimage_print
Спад потребительского спроса заставил компанию «Уирлпул», крупного производителя бытовой техники, сократить штат работников на своем предприятии в словацком городке Велка Ломница, оставив без приличной зарплаты Мирко. Ранее он стабильно получал 650 евро за свой труд. Теперь вынужден довольствоваться скудными 130 евро, которые ему платит правительство в качестве пособия по безработице. «Мы уже не питаемся как прежде. Мясо и фрукты исчезли с нашего стола, – рассказывает Мирко. – Раньше все вокруг завидовали мне, когда у меня была работа. Сейчас я не могу себе позволить приобрести даже бэушную одежду».

История могла бы показаться банальной, если бы не одна деталь: Мирко – цыган, и он уверен, что национальность сыграла свою роль. Пагубную роль. Его коллега, прежде работавший также на «Уирлпул», делится своим возмущением: «Позвонил в Братиславу, нашел там вакансию, так мне заявили – если ты цыган, можешь у нас не появляться».

В словацком городе Кошице, который с XIV века считался вторым по значению городом Словакии, входившей в ту пору в Венгерское королевство, цыган Дионис Сахи жалуется на то, что американская корпорация «ЮЭС Стил» перестала набирать персонал. На дворе кризис, объясняет глава местного филиала Джордж Бэбкоук: «Сегодня мы не набираем работников, а сокращаем их».

Почти во всех странах Евросоюза, пишет британская газета «Файнэншл таймс», ухудшившаяся экономическая конъюнктура привела к массовым увольнениям, но при этом в особо неблагоприятном положении оказались цыганские диаспоры, насчитывающие в общей сложности восемь миллионов человек. По утверждению Роба Кушена, управляющего директора Европейского центра прав цыган в Бухаресте, «цыган последними берут на работу, а увольняют первыми». Правда, статистика показывает, что доля занятости среди этой этнической группы всегда была невысокой.

Тем не менее, кризис раскалил криминогенную обстановку в неблагополучных районах, в том числе и в Словакии и, как следствие, спровоцировал подъем ксенофобии и националистического озлобления. Во второй уикенд августа около 200 активистов правой по духу организации «Словацкое братство» забросали камнями и бутылками полицейских в небольшом городке на востоке республики. Братство основано в 1996 году. Возглавляет его бывший учитель средней школы Мариан Котлеба. Рядовые «братья» отличаются гладко выбритыми черепами. Их марш протеста последовал после того, как двое цыганских юношей, 15 и 16 лет, избили старика-словака, выбили ему глаз и разбили череп и челюсть, за что угодили в СИЗО. Бритоголовые вышли в тот день на улицы под лозунгом: остановить «цыганский террор».

В последние месяцы волна погромов и хулиганских вылазок, направленных против цыган, прокатилась по Италии, Венгрии, Чехии. Если в Италии неистовствовали представители криминальных группировок, то в Венгрии тон задавали политические экстремисты, близкие по взглядам к партии «Йоббик», при которой созданы военизированные отряды «Мадьяр Гарда», что означает «Охрана Венгрии» (см. Выборы в Европарламент: реванш оппозиции, прорыв маргиналов и апатия избирателей - №6(34), 2009).

Из Чехии в поисках политического убежища устремился небольшой, но не пересыхающий ручеек цыганских семей, не выдерживающих психологического прессинга со стороны коренного большинства. Канада даже ввела визовой режим для чешских граждан, чтобы держать под контролем этот миграционный процесс.

Все пока спокойно в Румынии, где цыганское меньшинство более или менее интегрировано в местное общество. Однако власти опасаются роста напряженности в связи с тем, что домой возвращаются румыны-гастарбайтеры из Испании и Италии, потерявшие работу на тамошних стройках. Нехватка рабочих мест повысит градус конкуренции, что удобрит почву для антипатий по национальному признаку.

Ряд цыганских общественных объединений направили письмо в Европейскую Комиссию, в котором заявили, что события в Словакии, Венгрии, Италии и других странах ЕС заставляют их бояться «за свои жизни и жизни своих детей».

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(35), 2009