Завязки капюшона детской курточки, которые могут затянуться на горле смертельным узлом. Кремы для лица, вызывающие сильнейшие воспаления кожи. Обогреватели ветрового стекла автомобиля, могущие вызвать пожар. Перечень легко продолжить, заглянув в еженедельный бюллетень, который готовят в директорате, курируемом членом Европейской Комиссии Мегленой Куневой. Это не самое радостное чтение, способное лишь дополнительно огорчить потребителя, и без того не вдохновляющегося экономическим кризисом, конца которому, увы, не видно.
Если вести речь о том, в каких странах производятся эти изделия, то в первой строчке перечня изготовителя самых опасных товаров прочно утвердился Китай. Среди его прегрешений и ядовитые детские игрушки, и отравленное детское питание, и неказистая одежда. Среди 1545 сообщений об обнаружении «продуктов и изделий, несущих серьезный риск», более половины, а точнее 869 изготовлены в КНР.
Один из последних примеров. Женские сапожки, сшитые из кожи, обработанной димтилфумаратом – средством против плесени. У многих людей он вызывает кожную сыпь, а кое у кого и удушье, а потому этот химикат внесен в перечень запретных. Однако ввозить такие изделия в Европу пытаются всеми правдами и неправдами и уже из нескольких стран Союза поступили жалобы на вызванные им нарушения здоровья.
Осенью прошлого года Европейский Союз запустил специальную информационную систему «Рапэкс-Китай», которая собирает и обнародует все жалобы, касающиеся товаров из этого государства. С той поры поступило 352 сообщения и в 53% случаев это привело к введению запрета на импорт. Чаще всего жалобы поступают на игрушки, что немудрено, ибо 70% мирового сбыта этого товара изготовлено в Поднебесной. За ними следуют электробытовые изделия и автомобили, затем – одежда и средства ухода за детьми.
В сравнении с 2007 годом число жалоб на опасные товары заметно выросло – с 1355 до уже упомянутых 1545. Но Меглена Кунева уверена, что причина не в ухудшившемся качестве товаров, а в том, что национальные органы защиты прав потребителей стали более ответственно выполнять свои обязанности. Да и в Брюсселе, как это всегда бывает в канун общеевропейских выборов, вспомнили, что забота о потребителях – хорошая возможность привлечь к себе внимание избирателей.
Андрей ГОРЮХИН