Что возят «поезда позора»?


Так в Германии прозвали грузовые поезда, на которых мусор из Италии доставляют на утилизацию в саксонский Греберн и в Бремерхафен. Разумеется, выдумали это название не сотрудники компаний, неплохо заработавших на импорте отходов, а те немцы, которые почему-то не пришли в восторг от возможности протянуть руку помощи своим партнерам по ЕС.

По данным федерального ведомства по охране окружающей среды, в среднем в Германию из Италии в сутки поступает 1200 тонн отходов, которые рассортировываются ну а затем… Да, вы правильно поняли, сжигаются. А как же зловещие выбросы парниковых газов, из-за которых неумолимо приближается глобальное потепление? А мелкодисперсная пыль, содержащая канцерогены и соли тяжелых металлов? А, наконец, тривиальная сажа, без которой горение тоже не обойдется? Неужто мало немцам своего мусора, чтобы надо было его импортировать еще и из Италии?

А вот, представьте себе, так оно и выходит! Причем подвела немцев их рачительность и запасливость. Оказывается, в стране сложился избыток мусоросжигательных мощностей, то бишь есть, где жечь, да нечего. Но ведь раз установки готовы действовать – надо их загрузить. Такова логика бизнеса, даже если он делается на столь неароматной субстанции как мусор. Тем более что речь идет не только об утилизационных печах, просто отапливающих космическое пространство, но и о тепловых станциях, генерирующих электричество. Эксперты подсчитали: импорт одних только неаполитанских отходов увеличивает оборот двух вышеназванных германских компаний на кругленькую цифру в четверть миллиона евро в сутки. Как тут не быть довольным!

Однако те, кому от этого пирога не достается ни крошки, отчего-то не приветствуют столь успешный бизнес. К тому же, транспортировать мусор из Неаполя приходится за 2 тысячи километров, а в дороге порой всякое может случиться, правда?

Но германских переработчиков отходов это не останавливает. В 2006 году они ввезли 18 миллионов тонн из всех государств ЕС. Причем треть этого объема – так называемый спецмусор, избавляться от которого надо с особой осторожностью. Между прочим, в Европейском Союзе действует закон, в соответствии с которым отходы должны в принципе уничтожаться «по месту производства». Оно бы и неплохо, но вот только стоит завести речь о создании мусоросортировочного предприятия, как тут же плотными рядами выходят на демонстрацию защитники окружающей среды, которые вообще-то производят отходы с ничуть не меньшей интенсивностью, чем все их прочие сограждане. А избавляться от них предлагают другим и желательно как можно дальше от своего любимого города.

Андрей ГОРЮХИН

Итальянская армия атакует мусор
Последний месяц пребывания у власти итальянского правительства во главе с Романо Проди был омрачен помимо прочего еще и крайним обострением неаполитанского «мусорного» скандала. Город на берегу Неаполитанского залива просто погрязал в грудах отходов, горами высившихся на улицах. Пришлось объявлять чрезвычайное положение и бросать в бой с мусором армейские подразделения. Достаточно сказать, что войсковой операцией поручили командовать генералу армии Франко Джанини, на которого возложили «оперативную и логистическую ответственность». Если дальше так пойдет, то впору будет формировать в сухопутных войсках Италии специальные мусороуборочные батальоны. Смешно? А вот воинам, которым приходится ковыряться в… ну, в общем, вы понимаете в чем, явно не до смеха. Просто жуть, да и только! 
Справедливости ради надо заметить, что кроме отходов у армии в Неаполе есть и другие противники. Вмешательство войск должно несколько обуздать каморру – местную мафию, которая уже многие годы, если не десятилетия, греет руки на мусорном бизнесе. Разумеется, нелегальном, но оттого еще более доходном. Поговаривают даже, чуть ли не самом прибыльном для «уважаемого сообщества» этого города.
«Мусорный» кризис бушует в чудесном Неаполе уже добрых полтора десятилетия. Стоит только завести речь о создании в Пьянуре новой мусорной свалки, или деликатнее выражаясь, полигона для хранения отходов, как начинаются массовые протесты, в которых сведущие люди легко замечают организующую и направляющую волю все той же каморры, не желающей лишаться доходов. Ведь это еще когда сказано, что деньги не пахнут…
Неаполитанские городские власти демонстрируют в «мусорном» вопросе столь блистательную бездеятельность, что она волей-неволей тоже заставляет задать классический вопрос «Quid prodest» – «Кому выгодно?». Уж очень трудно поверить в то, что столь удобное для криминальных кругов ничегонеделание остается без всякого вознаграждения. Хотя, конечно, и элементарное пренебрежение своими прямыми обязанностями тоже налицо. Достаточно сказать, что во всей области Кампанья сортируется лишь 10% отходов. В Северной Италии этот показатель, по крайней мере, вчетверо выше. Да и центральные власти тоже хороши, нечего сказать. Уже десять лет из Рима слышны обещания построить в Неаполе две мусоросжигательные установки, но пока никто в «вечном городе» и пальцем не пошевелил.
А ведь Европейская Комиссия в прошлом году уже начала расследование вопроса о том, как Италия нарушает законодательство ЕС своей двусмысленной «мусорной» политикой. Так что на кону теперь стоит не только доброе имя державы, но и сумма в 330 миллионов евро, в целевом порядке выделенная Брюсселем для решения неаполитанских проблем. Правда, пока она так и осталась невостребованной. Как видно, нынешнее положение вещей слишком многих устраивает – и в Неаполе, и в Риме.

№2(19), 2008