Как обуздать аппетиты чиновников?


Сказать, что аппарат Европейской Комиссии весьма многочислен, можно нисколько не боясь погрешить против истины. Здания, дающие приют 36 тысячам еврочиновников находятся в трех городах Европы – Брюсселе, Страсбурге и Люксембурге. Общая площадь офисного пространства составляет аж 2 миллиона квадратных метров, причем 38% его арендуется, на что по ценам 2005 года уходит 1,8 миллиарда евро.

Вот именно это обстоятельство и приводит в негодование контролеров из Суда аудиторов, основная задача которых состоит в том, чтобы следить за правильностью расходования бюджетных средств ЕС. Одна беда: все выносимые решения чиновникам можно попросту проигнорировать, не затрудняя себя какими-либо практическими шагами.

Собственно, именно так и вышло еще в 1979 году, да и в этот раз еврочиновники несомненно пропустят мимо ушей большинство пожеланий аудиторов. А их обеспокоенность вполне можно понять: если бы эти площади принадлежали Европейской Комиссии или хотя бы арендовались ею на не вызывающих никаких подозрений условиях! Но все обстоит совсем иначе. Переговоры об аренде идут за плотно закрытыми дверями, не объявляются никакие тендеры. Да что говорить, когда аудиторам было непросто получить даже, казалось бы, вполне несекретную информацию о том, сколько располагается на этих площадях рабочих мест! Эксплуатационные расходы, такие, скажем, как уборка помещений, тоже подчас беззастенчиво завышаются.

Арендуются помещения для офисов Европейской Комиссии, как правило, на долгосрочной основе, не предусматривающей последующего приобретения. А значит, и арендную плату их хозяевам приходится платить значительно большую, чем можно было бы. Вот весьма убедительный пример. В Страсбурге члены Европейского Парламента отыскали целое здание, арендованное на 25 лет, причем цена была вздута ни много ни мало на 2 миллиона долларов в год!

Не более благополучно выглядит дело и с контрактами на уборку помещений. О них в определении Суда аудиторов мягко замечено, что они заключались на «иррегулярной основе». О том, что это значит на практике, разузнала бельгийская пресса. Из 44 миллионов евро, выделенных на эти цели, изрядная часть была выплачена за работу, которую никто и не думал делать. То есть попросту присвоена ушлыми чиновниками.

Так зачем им, спрашивается, тендеры и «прозрачные условия»? Им и так хорошо. Аппарат Европейской Комиссии будет расти и дальше, а административная реформа провалилась под напором сплоченных евробюрократов, способных загнать в угол любого политика из Европейской Комиссии, вздумавшего попытаться умерить их аппетиты.

Андрей ГОРЮХИН

№7(13), 2007