Расширение ЕС: бег с препятствиями


До конца 2006 года Европейскому Союзу на разном уровне необходимо принять серию внешне формальных, но по сути принципиальных решений, касающихся расширения организации. Принципиальность состоит в том, что ЕС для себя не определил – как, за счет кого и с какой целью расширяться. Однако, похоже, что давно утвержденный бюрократический график управляет этим процессом больше, чем политики.

Итак, график Европейской Комиссии:

- 26 сентября: окончательный доклад о готовности ко вступлению в ЕС Болгарии и Румынии;

- 24 октября: доклад о стратегии расширения и доклад о переговорах с Хорватией, Турцией, Албанией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Сербией, Черногорией;

- 24 октября: специальный доклад о способности абсорбции ЕС (этот новый в брюссельском жаргоне термин аналогичен принятому в Израиле и отмечающему там возможность поглощения, ассимиляции, переваривания мигрантов).

Если Болгария и Румыния могут не сомневаться в своем приеме (в худшем для них варианте это произойдет не 1 января 2007 года, а 12-ю месяцами позже), то с остальными положение сложнее. Здесь дело и в политике, и в экономике, и в готовности населения стран ЕС принимать тех или иных новичков.

Недавнее исследование, проведенное «Евробарометром», показало: 42% граждан ЕС выступают против нового расширения в принципе, за – 45%. С политической точки зрения, они не против, но экономические выгоды приема новых стран вызывают сомнения, особенно у жителей таких влиятельных в Брюсселе стран, как Германия и Франция. При этом большинство опрошенных не возражает против расширения ЕС за счет Западных Балкан (таким эвфемизмом в Брюсселе нарекли бывшую Югославию), то 44% высказываются против приема Албании, а 48% – Турции, двух мусульманских стран Европы.

Политически именно турецкий вопрос приобретает особую остроту. Переговоры об условиях приема Турции, формально уже стартовали, но, по сути, они топчутся на месте. (См. «Антиевропейская лихорадка Турции»)

Финляндия как председатель ЕС во втором полугодии 2006 года настаивает, чтобы Анкара преодолела тупик, связанный с Кипром. В рамках единого таможенного пространства с ЕС турки должны открыть морские и воздушные порты для транспортных средств из всех стран Союза, включая Кипр. Турция пока этого не делает, ибо поддерживает никем кроме нее не признанную Республику Северного Кипра. В результате Никозия в состоянии блокировать переговорный процесс с Анкарой.

Положение осложняется тем, что Турция вступает в предвыборную полосу и правящая Партия справедливости и развития может не рискнуть слишком много ставить на европейскую карту, теряющую популярность среди турецкого населения.

Андрей СЕМИРЕНКО

№3, 2006