Что осложняет жизнь филинам?


В середине ХХ столетия филины в Германии считались уже почти вымершими, и их уханье раздавалось под покровом ночи все реже. Причина была самой примитивной: поскольку добычей Короля ночи оказывались куропатки, фазаны, зайцы, лисята и оленята, охотники воспринимали его как помеху, а то и нежелательного конкурента. А посему чучела филинов при первой возможности пополняли залы охотничьих трофеев и становились украшением стен ресторанчиков, где собирались любители охоты «по перу».

Порой, филинам выпадала и еще более печальная участь: они вынуждены были работать приманкой для своих крылатых собратьев. Пойманную птицу привязывали на крыше охотничьей избушки или рядом с нею, а поскольку филинов ненавидят практически все пернатые собратья, то, завидев беспомощного ночного охотника, они не могут упустить возможность свести с ним счеты. Даже вороны сбиваются в стаю и, громко каркая, принимаются стращать Короля ночи, а то и атаковать его. И тем самым все нападающие подставляются под выстрел сидящего в засаде охотника.

Так и исчезли бы филины в Германии окончательно, если бы не согласованные усилия экологов, орнитологов, охотоведов и обществ друзей пернатых. Птиц, разводившихся в искусственных условиях, потом расселяли по различным местам, пригодным для их проживания. Понятно, что это была весьма непростая задача, поскольку такие филины зачастую не боялись человека, спокойно залетали в близлежащие деревни и даже городки, разбивались о провода линий электропередачи…

Многих из них опекали буквально как малых детей до тех пор, пока не появилась уверенность в том, что они способны самостоятельно выжить в естественных условиях. Согласно последним оценкам, в Германии сейчас насчитывается от 750 до 1200 семейных пар филинов. В принципе, как считают эксперты, такого количества достаточно, чтобы о Короле ночи можно было перестать столь усиленно заботиться: для расширенного воспроизводства этого хватает.

Тем более что филин весьма гибко подходит к проблеме своего пропитания. Для иллюстрации орнитологи часто приводят такой пример. На юге Франции в предгорьях Альп в 70-е годы прошлого века жили 50 семейств филинов, питавшихся преимущественно дикими кроликами, в изобилии расплодившимися в тамошних местах. Когда почти всех длинноухих выкосила неожиданно обрушившаяся на них вирусная инфекция, орнитологи мысленно простились и с филинами, которым оставалось только перемереть от бескормицы. Но не тут-то было!

Мощные птицы быстро сориентировались и организовали охоту на крыс, которых вполне хватало на окраинных помойках близлежащего Арля. Это вполне позволило им пережить трудные времена.

Словом, все шло к тому, что для Короля ночи в Германии настанет если и не золотой век, то, во всяком случае, спокойная сытная пора. Увы, беда подкралась с той стороны, с которой ее не ждали.

Баварские орнитологи все чаще замечают пугающие признаки того, что большая часть птенцов филина не доживают до взрослого состояния. Причем, речь идет о местах их традиционного обитания: скалистых предгорьях, перемежающихся небольшими полями и лугами – настоящее Эльдорадо для филинов! В чем же дело?

Для этих птиц решающее значение имеют два фактора. Первый – это возможность устроить свое гнездо в спокойном месте, где за день можно гарантированно отоспаться. И второй – достаточно обширные площади, над которыми они могли бы летать на охоту ночью, причем примерно на полуметровой высоте. Но таких мест в Баварии и Баден-Вюртемберге становится все меньше. Почему?

Да потому, что все свободные площади поторопились засеять рапсом и кукурузой, из которых теперь модно изготовлять так называемое биотопливо. Эти растения слишком высоки, чтобы филины могли там охотиться. Вот и приходится Королям ночи скользить вдоль обочин шоссе, ища свою добычу. С одной стороны удобно: на открытом пространстве от филина ни одна мышь не ускользнет. С другой стороны очень опасно, в особенности для молодых птиц: чуть зазеваешься – и смертельное столкновение со стремительно мчащимся автомобилем тебе обеспечено. А таких случаев становится все больше.

Причем, особенную опасность представляют не дороги с интенсивным движением, скажем автобаны. Туда филины даже не сунутся. Основная зона риска – связывающие небольшие населенные пункты шоссе, по которым машины ездят лишь время от времени и могут возникнуть совершенно неожиданно для птиц. Дело здесь еще и в том, что увлеченный охотой филин способен лететь только по прямой и не может маневрировать. К тому же максимальную скорость мощная птица с размахом крыльев под два метра развивает практически с первого взмаха, и если тут ей навстречу вывернется автомобиль, то ни водитель, ни птица уже ничего сделать не смогут.

Вот и выходит, что борьба против парниковых газов путем расширения производства биотоплива таит в себе смертельную угрозу для ни в чем не повинных филинов – самых крупных представителей семейства совиных в Европе.

Александр ВАРВАРИН