Механизм тонкой настройки


Проблемы, возникающие в ходе функционирования единого рынка ЕС, можно решить, не прибегая к помощи суда

Единый внутренний рынок*1 не случайно считается едва ли не главным, и уж во всяком случае – наиболее ощутимым для европейского бизнеса достижением многих десятилетий кропотливой интеграции. Хотя к этим достижениям все быстро привыкли: не замечаем же мы воздух, которым дышим. Можно даже вспомнить исполненное горькой иронии замечание прежнего главы Европейской Комиссии Жака Делора о том, что «в общий рынок нельзя влюбиться».

Но это не значит, что у этого сухого экономического понятия нет того, что принято называть «человеческим измерением». Для гражданина любого из государств Европейского Союза оно выражается в том, что каждый сохраняет все свои права вне зависимости от страны проживания.

Идет ли речь о социальном страховании или пенсионном обеспечении, о компенсациях в случае производственной травмы или о выплатах по временной утрате трудоспособности, о пособиях по безработице или иных видах социальной помощи – каждый получит все причитающееся, где бы он ни жил. Более того, гражданин любой из стран ЕС, живущий в другом государстве Союза, может принимать участие в местных выборах и избирать депутатов Европейского Парламента. Правда, решать вопрос, кому быть национальным лидером, разрешено только у себя на родине.

Однако чудес в жизни все же не бывает, и сбои случаются даже в самых отлаженных механизмах. Это правило, увы, справедливо и по отношению к единому внутреннему рынку Европейского Союза. Конечно, любые нарушения могут быть исправлены, стоит только потребовать защиты своих прав в суде. Это средство – сильнодействующее и эффективное, но есть у него один недостаток: судебные мельницы, как и Господни, воистину не скоро мелют. И тому, кто вознамерился отстаивать свои законные интересы в суде, надо запастись терпением. А подчас и немалыми деньгами.

Между тем, в очевидных случаях, связанных с нерасторопностью тех или иных органов власти или с проявлениями чрезмерного бюрократического ража можно было бы и не прибегать к помощи Фемиды. Вполне достаточно, чтобы компетентный человек напомнил чиновнику, что его бездействие или чрезмерная активность нарушает принятые в ЕС и общие для всех государств установления. Только и всего.

Именно для этого в Союзе с 2002 года действует специально созданная он-лайновая система решения возникающих проблем. Она называется СОЛВИТ (SOLVIT) и ее центры расположены во всех государствах ЕС, да еще в Норвегии, Исландии и Лихтенштейне. Цель проста: решить проблемы того, кто обратился за помощью, как можно быстрее, и не прибегая к защите закона. Причем помощь – бесплатная! – оказывается как частным лицам, так и фирмам. Деятельность эта координируется Европейской Комиссией. Таким образом, СОЛВИТ действует как своеобразный инструмент тонкой настройки механизма единого европейского рынка, распространившегося на 25 стран ЕС.

Порядок действий довольно прост. Если вам нужна помощь – свяжитесь с сотрудниками центра СОЛВИТа в своей стране, объясните им проблему, а те обратятся к своим коллегам в интересующем вас государстве. Они разъяснят местным властям, что необходимо для соблюдения ваших законных интересов. Максимальный срок, за который СОЛВИТ должен добиться результата – 10 недель. Причем список успехов этой организации внушителен (см. «Истории успеха СОЛВИТа»).

В каких случаях есть резон прибегнуть к помощи СОЛВИТа? Вот этот перечень: признание профессиональной квалификации или диплома; получение разрешения на проживание; доступ к образованию; соблюдение избирательных прав; социальная защита; соблюдение права на труд; регистрация транспортных средств и получение водительских удостоверений; осуществление беспрепятственного доступа на рынок продуктов и услуг; свобода перемещения капитала; налоговые права. Это далеко не полный перечень.

Связаться с центром СОЛВИТа можно по телефону, факсу или электронной почте и, как показывает практика, ответ не заставит себя ждать. Если сотрудники этой сети поймут, что их помощь будет недостаточна, то вам дадут совет относительно того, как все же может быть решена ваша проблема.

1* Единый внутренний рынок ЕС
Он покоится на четырех столпах – свободном передвижении людей, товаров, услуг и капитала. С 1985 года добрых 10 лет государства, входящие в Союз, последовательно и настойчиво устраняли все преграды – технические, бюрократические, протекционистские, законодательные, культурные, ограничивавшие эти свободы. Тем самым была создана нормативно-правовая база, общая для стран, население которых ныне достигает почти полумиллиарда человек.
По данным Европейской Комиссии, начиная с 1993 года в ЕС появилось 2,3 миллиона новых рабочих мест, а дополнительно созданные за это же время материальные ценности составляют гигантскую сумму в 800 миллиардов евро. Устранение национальных ограничений сделало возможным для 15 миллионов европейцев отправиться в другие страны, чтобы найти там работу или пожить на заслуженном отдыхе.
Европейская Комиссия тщательно следит за тем, как выполняются принятые правила игры и при необходимости побуждает нарушителей неукоснительно выполнять установленные нормы, совершенствование которых ведется, как говорят, без перерывов и выходных. Например, в 2005 году было завершено выполнение плана действий в сфере финансовых услуг, и теперь трансграничные инвестиционные каналы еще более успешно осуществляют перелив капиталов туда, где они будут использованы с наибольшей эффективностью.
В этом проявляется один из важнейших принципов европейской экономической интеграции – выравнивание стандартов по всему Старому Свету осуществляется по высшей планке, а не по низшей.
Конечно, совершенствование общего рынка тесно увязано с другими направлениями деятельности Европейского Союза. Тем самым достигается примечательный эффект: совершенствуясь, общий рынок способствует улучшениям в других сферах, в тоже время, испытывая на себе благотворное влияние от этих перемен.
Так, с помощью структурных фондов ЕС, составляющих до одной трети 115-миллиардного годового бюджета Союза, выделяются средства на экономическое и социальное развитие более бедных стран и регионов. Антимонопольная политика Брюсселя защищает потребителей от завышенных цен и сговоров по скрытному разделу рынка, а также позволяет внимательно отслеживать с этой точки зрения деятельность крупных компаний, которые прежде были национальными монополиями. В развитии транспорта приоритетное внимание уделяется трансграничным коридорам, играющим роль своего рода «осей» развития. Деятельность в сфере экологии, по определению не могущая быть ограниченной национальными рамками, также вносит свою лепту в утверждение стандартных правил игры на всей территории Старого Света. Единое исследовательское пространство, объединяющее огромный научный и технологический потенциал стран ЕС, позволяет предприятиям, в том числе малым и средним, играющим роль своеобразного станового хребта европейской индустрии, воспользоваться передовыми достижениями ученых.

Андрей ГОРЮХИН

№3, 2006