Добро пожаловать в ГДР!


Уже семнадцать лет, как «первое в мире государство рабочих и крестьян на немецкой земле» прекратило свое существование. В ФРГ была потрачена бездна пропагандистских усилий, чтобы предать осуждению и осмеянию все то, что связано с сорокалетней историей этой страны. Были и шумные судебные процессы, и передел собственности, и охота на бывших сотрудников органов государственной безопасности, и разоблачение их тайной агентуры. До сих пор диссиденты времен ГДР кормятся «переосмыслением мрачного прошлого тоталитарно-репрессивного режима», перекрашивая «белые пятна истории».

Однако многое из того, что было частью жизни 17 миллионов человек, ныне ставших гражданами ФРГ, никак не желает уходить в прошлое. И это породило явление, которое по-немецки называется «остальгия», то есть ностальгия по восточному прошлому, по временам существования ГДР. Можно анализировать психологические причины этого феномена, можно опять-таки подвергать его осмеянию. А можно с его помощью делать бизнес. И весьма неплохой.

…Шестиэтажный блочный дом в берлинском районе Фридрихсхайн – типичный пример массового социалистического строительства. Таких в восточной части германской столицы осталось еще великое множество. Теперь здесь отель под названием «Остель» и стиль былых времен в ней выдержан весьма пунктуально. О 70-х годах прошлого века напоминает вся обстановка и дизайн 33 комнат этой оригинальной гостиницы. Ее хозяева Даниэль Хельбих и Гвидо Занд провели многие месяцы на блошиных рынках и в антикварных магазинах в поисках остатков того, что казалось ушедшим навсегда. Обои и ковры на стенах, гардины и мебель, радиоприемники и картины, даже портреты руководителей ГДР удалось извлечь из небытия.

У самого входа – большой портрет Хорста Зиндермана, бывшего председателя Совета министров ГДР, в комнатах знакомые по прежним временам лица Эриха Хонеккера и Вилли Штофа – партийного и государственного лидеров несуществующего ныне государства. Во всех окружающих гостей предметах видны приметы повседневного быта восточногерманского государства.

Номера рассчитаны отнюдь не только на сугубо обеспеченных гостей. В самом непритязательном из них – называется он «Пионерский лагерь» – можно переночевать за 9 евро, сумму отнюдь не поражающую воображение. Если вы готовы провести ночь на скромной односпальной кроватке – милости просим. Но и самый шикарный в отеле двухкомнатный номер – «Штази-сюит» – обойдется во вполне приемлемые по европейским нормам 59 евро.

Сами хозяева позиционируют свой отель «как открытый миру и политически некорректный». Что касается последнего определения, то это полностью справедливо. Что правда, то правда.

На «борцов с тоталитарным прошлым» новое заведение произвело тот же эффект, что красная тряпка на быка. Член правления Союза объединений жертв коммунистического насилия Рихард Бухнер назвал происшедшее «надругательством над жертвами, страдавшими в подвалах «штази» (министерство государственной безопасности ГДР – Прим. ред.) и оскорблением всех тех, кто был ущемлен».

Ему, как специалисту, конечно виднее, но то, что сразу на нескольких телеканалах с успехом идут «остальгишоу» – это тоже факт, от которого не отмахнешься. И рейтинги у этих программ – позавидуешь, до 20% аудитории собираются у экранов, чтобы вспомнить прошлое.

А рядом с гостиницей «Остель» – согласитесь, удачная комбинации слов «ост» (восток) и отель – уже сдаются квартиры желающим провести отпуск в Берлине. И оснащены они тоже в стиле «Добро пожаловать в ГДР!». А вы говорите…

Андрей ГОРЮХИН

№8-9(14), 2007