Главная > Открываем старый свет > Четыре тысячи лет Македонии

Четыре тысячи лет Македонии

image_pdfimage_print

Вчера и сегодня крупнейшей области Северной Греции

Своим именем этот край обязан Геродоту, который впервые назвал Македонией землю, где обитал один из древних родов, называвших себя «македонцами» – то ли высокорослым людьми, то ли горцами. Со времен, когда творил «отец истории», минули тысячелетия. Но имя, которое носит ныне одна из 11 крупных географических областей Греции, осталось, пережив нашествия римлян, готов, крестоносцев, венецианцев, османов…

Конечно, всякий кулик свое болото хвалит, но в споре о том, чья земля красивее у македонцев есть один абсолютно непобиваемый аргумент. «Вы согласны с тем, что бог, реши он жить на земле, выбрал бы для этого самое красивое место», – хитро улыбаясь, спрашивают они. И если вы согласитесь, то тут же услышите: «Ну вот, а у нас в Македонии, на Олимпе жил не один бог, а целых двенадцать!» Сейчас скалистая обитель олимпийцев в изобилии привлекает альпинистов, оттачивающих здесь свое мастерство, и туристов, некоторые из коих определенно втайне мечтают повстречать если не Зевса, то уж как минимум Аполлона. Ведь он, как известно, умел еще и предсказывать будущее.

У подножия могучей горной гряды дивный археологический памятник – полные уникальных скульптур раскопки древнего македонского Диона, города Зевса. А как же иначе, ведь династия царей, давшая миру великих полководцев – Филиппа и его сына Александра Македонского – считала себя потомками Громовержца. Да разве один только Зевс! По предположениям ученых где-то в этих местах должна быть и могила Орфея, предательски убитого менадами. Да, жестокие нравы господствовали в древние времена…

А поодаль, поближе к морю, Платамонская крепость, основанная во время IV крестового похода Бонифацием Монферратским, а потом долго служившая оплотом турецких завоевателей. И вот так в Македонии буквально повсюду. Несколько километров пути и вы переноситесь из элиннистических времен в пору раннего христианства, когда апостол Павел принес в эти земли свет недавно обретенной веры. Или из раскопок римских терм к зданию, архитектура которого недвусмысленно свидетельствует о турецком происхождении – оно окажется баней «Бей хамам» , построенной в XV веке султаном Мурадом II. Право, нет более наглядного способа изучения европейской истории от Геродота до наших дней, чем неторопливое путешествие среди этих гор, прорезанных зелеными ущельями, равнин, заботливо укрытых горными подковами от зимних северных ветров, нескончаемых пляжей, обрамляющих воды ласкового моря.

Стоп, а это что такое? Откуда среди этих буколических красот возник современный мегаполис? Да это же Салоники!


Вечно вторая победительница

В действительности этот город называется Фессалоники – так звали жену Кассандра царя Македонии, в 315 году до нашей эры основавшего на берегу Термического залива новый полис, вобравший в себя 26 маленьких поселений. А имя властительной даме, между прочим, сестре Александра Македонского – греки предпочитают называть его Александром Великим – дал отец в честь очередной победы над соседями-фессалийцами. Так что Салоники на самом деле «она», а не «они», как ныне говорят о ней по-русски. У наших предков она хотя и звалась Солунь, но была все же женского рода.

Недавно отпраздновавший свое 2300-летие, город этот как видно обречен быть в Греции вторым. В византийские времена он пропускал вперед Константинополь, в новейший период греческой истории – Афины. И, тем не менее, Салоники всегда были и по сей день остаются одним из крупных центров экономического развития на Балканах.

Салоникский порт – главные морские ворота страны для множества экспортных и импортных товаров и лишь по объему пассажиропотока уступает Пирею. Здесь переваливается 7 миллионов тонн сухих грузов в год, причем миллион – транзитные, предназначенные другим странам континента. Это неудивительно, ведь с сопредельными государствами Эллада граничит только на севере и через Македонию проходит почти половина ее внешней торговли. Эксперты полагают, что у салоникского порта есть все возможности, чтобы в перспективе войти в тройку крупнейших сухогрузных портов Старого Света, став своего рода Роттердамом Восточной Европы. Несомненно, большие перспективы сулит Салоникам и строительство трубопровода Бургас – Александруполис: нефтяные терминалы порта получат серьезный импульс в своем развитии, не говоря уже о других сторонах этой проблемы.

Раз уж речь зашла об экономике, то стоит заметить, что Македония производит почти треть всей сельскохозяйственной продукции Греции. По отдельным показателям эта цифра еще выше. Скажем, здесь выращивается 42% кукурузы и пшеницы, 68% яблок, 93% риса и 96% персиков. Можно в Македонии встретить и такую редкую на севере Балкан культуру как хлопок – 23% всего объема национального производства. Заметную роль играет животноводство, причем особенно успешно разводят мелкий рогатый скот. В области рыболовства Македонии тоже есть чем гордиться: четверть от всего греческого улова добывается именно в этом регионе.

Можно долго перечислять развитые здесь отрасли промышленности и сферы услуг, приводить названия греческих и иностранных банков, инвестиционных компаний и иных финансовых институтов, действующих в Македонии. Но, думается, роль региона в экономике Эллады и без того понятна.

Ну а Салоники к тому же еще и признанный научно-образовательный центр. Университет имени Аристотеля – он тоже уроженец Македонии, выходец из ныне не существующего города Стагиры – был построен в 1925 году, и сегодня он пользуется славой самого крупного образовательного центра страны. На девяти его факультетах обучаются десятки тысяч юношей и девушек. В 1990 году был создан Македонский университет экономических и общественных наук.

Особая гордость Салоник – международная выставка «Хелэкспо», основанная в 1925 году. Кроме многоотраслевой экспозиции в течение года организуются смотры по отдельным областям промышленности и культуры. Это и «Агротика» – сельхозоборудование, и «Инфакома» – строительные материалы, отопительные и охладительные системы, сантехника и изоляционные материалы, и «Фурнидек» – мебель. Есть еще «Мармин» – мрамор и механизмы его обработки, «Инфосистем» – компьютерная техника, «Космима» – часы и бижутерия, «Хотелиа» – гостиничное хозяйство, «Филоксения» – организация туризма.

… А еще в Салониках есть крепостные стены, частично уцелевшие с тех пор как их возводил Феодосий Великий (379-395 годы н.э.). Конечно, они потом укреплялись, надстраивались, обновлялись, а в XIX веке значительная их часть по настоянию великих европейских держав была турками разрушена, но все же осталось, на что посмотреть. Например, на «Семибашенник» – византийский форт, который много лет служил тюрьмой. Да и у самого, пожалуй, известного иностранцам здания города – Белой башни, возвышающейся на набережной Салоник – в прошлом были печальные страницы, когда она звалась по-турецки «Канли куле» («Кровавая башня») и служила тюрьмой.

Есть в Салониках и древняя Агора – если быть точным, римский форум, вероятно, построенный на месте эллинистического общественного центра. А триумфальная арка Галерия! А римские дворцы и ипподром! Нет, право пора остановиться, ведь для перечисления только древних достопримечательностей города, за спиной которого не века – тысячелетия, понадобится слишком много места.

Кроме того, Салоники – самый «русский» из всех городов Эллады. Здесь живут около 150 тысяч выходцев из бывшего Советского Союза и России. Префект округа Салоники Панайотис Псомиадис уверен, что большинство из них нашло себя на исторической родине, а некоторые продемонстрировали такую деловую хватку, что стали процветающими бизнесменами – в торговле, туризме, гостиничном и ресторанном деле. Например, в торгово-промышленной палате Салоник уже вполне ощутимо «русское» присутствие. Заметную роль они играют и в общественной жизни: на деньги выходцев из России в городе уже возведены 4 новых церкви.


Три «пальца» в волнах Эгейского моря

Рассказ о Македонии не сможет обойтись без нескольких слов о полуострове Халкидики, глубоко вдающемся в Эгейское море своеобразной «трехпалой» ладонью. По преданию именно здесь сошлись в решающей схватке боги и гиганты, которые, подстрекаемые своей матерью Геей, решились свергнуть с престола олимпийцев. И проиграли…

В конце V века до нашей эры полуостровом решили завладеть персы. Зятю Дария – Мардонию – пришлось бесславно отступить, после того как буря разметала его гигантский флот вокруг Афона, а 300 кораблей и примерно 30 тысяч воинов пошли ко дну. Ксеркс был несколько удачливее, а может быть – предусмотрительнее. Не решившись на морское путешествие вокруг Афона*1, он приказал прорыть канал в самой узкой части левого «пальца», на территории нынешнего поселка Неа Рода, по которому и провел свой флот. На память потомкам осталось одно из древнейших в мире гидротехнических сооружений – 480 года до нашей эры.

Сейчас Халкидики и туризм – это синонимы. Берега центрального и правого пальца – Ситонии и Кассандры – это почти сплошная цепь отелей на любой вкус и кошелек. Самые частые гости в этих местах – англичане и русские, хотя часто можно услышать и шведскую, и немецкую, и голландскую речь. Любое из здешних прибрежных селений может служить идеальной иллюстрацией летней курортной жизни. Туристы, погрузившиеся в самую разнузданную лень. Местные жители терпеливо, но с большим достоинством сносящие все причуды приезжих – а что поделать: приезжий, кормилец, куда денешься. Пропеченные солнцем сосновые и каштановые рощи, где на уютных лужайках то и дело можно встретить многочисленные компании разноцветных пчелиных ульев. И море, теплое, приветливое, податливое, с бесконечной мудростью из века в век взирающее на тщетную человеческую суету… Если и бывает рай на земле, то это, наверное, Халкидики.

Но есть у этих восхитительных мест один жестокий бич – пожары. Всесокрушающим смерчем проносятся они по лесистым горам, оставляя за собой тягостное зрелище – коричнево-черную землю, обугленные безлиственные деревья и кусты, погибшие сады… В этом году в несусветную сорокапятиградусную жару в одну из августовских ночей на Кассандру обрушилась опаснейшая напасть – «сухая гроза». От одной из молний запылала высохшая до проволочной крепости трава. И понеслось! Природа словно решила в очередной раз показать возомнившему о себе человеку пределы его скромных возможностей. На счастье ветер в эту ночь дул верховой, и огненный вал дочерна облизал несколько склонов, словно издеваясь, прошел по деревне, выжигая магнолии и родендроны, пинии и каштаны. Не тронув ни одного строения, спустился к самому морю и лениво затих на краю пляжа.

Конечно, поднятые по тревоге пожарные сделали все возможное, чтобы огненная стихия не набросилась на деревни и отели. Именно для этого в небе над лесистыми горами днем постоянно барражируют пожарные вертолеты, экипажи которых высматривают – нет, не огонь, а самые первые робкие струйки дыма, чтобы дать наводку экипажам машин, дежурящим на многих перекрестках дорог, чтобы можно было в считанные минуты поспеть на выручку.

… А на пожарищах без промедления начинается работа. Дендробиологи определяют судьбу буквально каждого дерева – это погибло безвозвратно, у того есть шанс выправиться, а это просто перепачкано гарью и сажей. Затем будут проведены посадки и, глядишь через два-три года мало что будет напоминать о случившейся беде.

Между тем, Халкидики – главное, но не единственное туристическое направление в Македонии. Для любителей приморского отдыха конкуренцию им может составить префектура Пиерия, с ее десятками километров пляжей, вытянувшихся по западному берегу Термического залива. Приверженцы экологического и горного туризма сразу держат путь в Драму, к подножию горы Фалакро, которую местные жители нарекли «горой цветов» . Кстати, зимой здесь действует прекрасный горнолыжный центр. А разве можно обойти вниманием Касторью, раскинувшуюся на берегу прекрасного озера? Кстати, именем своим это поселение обязано множеству живущих в нем бобров («касторос» по-гречески бобер).

В этом небольшом городе 75 византийиских и поствизантийских церквей – от IX века до XIX. Такие фрески, как те, что сохранились в Касторье, даже в Греции мало где можно увидеть! Кроме того, город знаменит своей скорняжной промышленностью: здешние шубы знают во всем мире.

Словом, о Македонии можно рассказывать без конца. В довершение всего одна деталь: именно здесь в Петралонской пещере был обнаружен наиболее хорошо сохранившийся череп человека прямостоящего, предполагаемый возраст которого – 200 тысяч лет. И что такое на фоне этой древности последние 4 тысячи лет македонской истории?

Александр СТЕПАНОВ

*1 Святая Гора
Самый восточный из трех полуостровов Халкидики имеет общую площадь 332,5 квадратных километра. В южной части возвышается гора Афон, высота которой 2033 метра.
Первые христиане пришли на Афон предположительно в IV веке, но с уверенностью можно сказать, что в V веке там уже жили отшельники. В 963 году монах Афанасий Афонский основал на южной стороне Афона первый монастырь. Базилевс Иоанн Цимисхий в 972 году издал первый Типикон – устав монастырской жизни. Он назывался «Трагос» (козел), поскольку был написан на козлиной шкуре. В 1045 году базилевс Константин Мономах издал указ, согласно которому женщинам вход на Афон запрещен. В 1204 году латиняне разрушили и разграбили монастыри, изгнали более 300 монахов. Но монастырская жизнь на Святой Горе возрождалась несмотря ни на какие преграды и нашествия противников православия.
Ныне на Афоне 20 монастырей. В 17 из них обитают греческие монахи, в монастыре Святого Пантелеимона – русские, в монастыре Зограф – болгары, в монастыре Хиландар – сербы. В ските, относящемся к монастырю Великой Лавры, живут румыны. В 2005 году число монахов на Афоне достигало 2476 человек.
Юридически Афон – самоуправляемая монашеская республика, часть греческого государства. Этот статус закреплен в 1927 году в 109-112 статьях конституции Эллады.
Все монастыри на Святой Горе живут по юлианскому календарю, а 19 еще и по византийскому времени, когда полночь наступает с заходом солнца. А в Иверском монастыре день начинается с восходом солнца, так как это было принято у халдеев.
На Афоне действуют 2 иконописные школы – македонская, основанная в XIV веке, и критская, которая на два века моложе.
Из мирян Афон могут посетить только паломники, естественно, лишь мужского пола. Они должны получить диамонитрио – особый вид на жительство, сроком на 4 дня и 3 ночи. Ежедневно выдаются 10 разрешений для неправославных и 100 для православных паломников.

№4, 2006

№4, 2006