Простимся с устаревшими клише!


Спросите любого, как их любят называть в Германии, экологически сознательного человека, и он охотно расскажет вам, как ужасно складывается в стране дело с состоянием лесов – и кислотные дожди их поливают, и вредители на корню сгрызают, и сажают их слишком мало, и вырубают слишком много… Ну в общем натуральный апокалипсис. Причем, ваш собеседник будет совершенно искренен и движим самыми лучшими побуждениями.

Одна беда: действительности эта картина, мягко говоря, не сильно соответствует. А проще – представляет собой традиционный набор стереотипов и клише, далеких от истины.

А что же происходит на самом деле? Для начала воспользуемся услугами всезнающей науки – статистики. И Федеральное статистическое ведомство без запинки отрапортует: в период с 1992 по 2008 год территория, занятая лесами, увеличивалась в ФРГ на 176 квадратных километров в год. Остается сделать очевидный вывод: слухи о вымирании германских лесов, имевшие столь широкое хождение в 80-х годах прошлого века, изрядно преувеличены. На деле они прирастают, и вполне успешно.

Разумеется, из сказанного отнюдь не вытекает то, что дела в германском лесном хозяйстве обстоят идеально. Проблемы есть, но лежат они не совсем там, где ищут их завзятые природоохранители из числа любителей разглядывать лес по телевизору.

Вот, к примеру, одна из них. В эпоху массовой промышленной заготовки леса его было удобно высаживать так, чтобы облегчить работу лесорубам. Теперь огромные хвойные – сосново-елово-лиственничные – массивы уходят в историю. Сейчас идеалом правильного лесного хозяйства считается лес смешанный, при создании которого основную роль играют исконные силы матушки-природы, а не плановый расчет и ставка на самую современную технику. Профессионалы называют это «естественным омоложением».

Но то, что с точки зрения современных достижений науки хорошо для леса, не всегда оказывается благом для его обитателей. Дело в том, что олени и косули с куда большим аппетитом поглощают мягкие листья и побеги, чем колкие хвойные веточки. То есть, сторонники флоры провозглашают «Даешь смешанный лес!», а сторонники фауны (вместе с примкнувшими к ним любителями охотничьих забав) требуют сохранить прежнее «раздельное» проживание лиственных и хвойных пород. И многие германские земли, воспользовавшись новыми правами, предоставленными им реформой федеративного законодательства, решили сделать выбор в пользу леса. Вызвав, тем самым, на себя огонь со стороны любителей охоты.

Правда, есть и примеры самых неожиданных союзов. В Рейнлад-Пфальце хозяева лесов и крестьяне – традиционные соратники охотников, защищающих их угодья от чрезмерных потрав – нашли общий язык с защитниками природы и все вместе требуют увеличить отстрел косуль и оленей. Расплодились, понимаешь, скоро все в округе сожрут…

Правда, экологические максималисты по всей Германии непреклонно стоят на своем: все живое имеет одинаковое право жить без помех, будь то бук или косуля, дуб или кабан, олень или сосна.

Хорошо бы, да только вот достижим ли этот рай на земле?

Александр ВАРВАРИН