Покататься на танке? Пожалуйста!


Десять лет назад братья Аксель и Йорг Хайзе, многие годы прослужившие в Национальной народной армии ГДР (ННА), поехали с женами в отпуск в Прагу. Что привело их на площадку, где был сложен автомобильный металлолом, они и сами не помнят. Но стоило им увидеть Т-52-Т, советский горный танк выпуска 50-х годов прошлого века, который Аксель 10 лет водил в годы службы в ННА, как он сказал себе: «Это должно стать моим». Его брат Йорг, бывший штабс-фельдфебель ННА, не только не возражал, но был просто счастлив стать первым обладателем танка среди граждан ФРГ.

Сказать, что провезти эту машину через чешско-германскую границу было трудно, значит не сказать ничего. Естественно, ни о каком вооружении не могло быть и речи. Более того, пришлось даже нарушить бронирование корпуса, чтобы таможенные органы ФРГ не сочли провозимый предмет опасным. «Прорезать дыры в лобовой броне – это, поверьте, потребовало времени», – рассказывает Аксель. На все формальности ушло полгода, но, так или иначе, 600-сильная машина оказалась в Бранденбурге.

Поначалу просто катались по окрестностям, стараясь никому не надоедать. А потом к братьям пришел местный бургомистр попросил их подогнать машину на Праздник урожая – ведь людям интересно посмотреть, что это у вас там такое.

Да уж, интересно… Старые солдаты, смахивая непрошенные слезы, глядели на могучую машину, мальчишки умоляли прокатить хоть немного. Даже женщины, особенно не замеченные в любви к изощренным орудиям убийства, и те не возражали против железного гостя. «И орудия нет, и в броне дыры… Какой-то совсем не опасный», – говорили они.

И тогда два мужика с ладонями, как говорят в Германии, размером с суповую тарелку, стали прикидывать, что же можно выжать из этого танка кроме удовольствия время от времени вспомнить былые времена. «Тогда во всей Европе нигде нельзя было покататься на танке, – вспоминает Аксель. – Ну, мы и решили дать желающим эту возможность».

Вот с тех пор «Панцер-Фан шуле» и приглашает желающих почувствовать себя настоящим механиком-водителем. Сейчас в день здесь бывает до 500 человек и всем желающим находится место за рычагами. Разумеется, если они отстояли три месяца в очереди – быстрее в школу братьев Хайзе попасть не удастся. Австрийцы, швейцарцы, французы, итальянцы жители всех европейских стран прошли через этот бранденбургский танкодром. Не так давно школу посетил 96-летний немец из Ванне-Айкеля, который в годы Второй мировой войны сидел за рычагами танка P-4. Были и приезжавшие из Австралии, Новой Зеландии, США, словом, со всего света.

Как-то появился бравый мужчина, который, как видно, был знаком с танками не понаслышке, но дело у него пошло не сразу, хотя в конце концов все получилось. Оказалось: полковник американской армии приехал на танкодром братьев Хайзе за тем, чтобы, посмотреть вблизи на машины, с которыми ему пришлось воевать во время «Бури в пустыне». А навыка в вождении ему не хватило, поскольку у американцев и в танках используются автоматические коробки передач.

Между прочим, среди гостей немало женщин – до 40%. И дамы показывают в вождении гораздо лучшие результаты, чем специально не обученные представители сильного пола. А все потому, что неукоснительно выполняют указания инструктора, в отличие от мужчин, которые сами все знают. Вот поэтому и глохнет у них двигатель куда чаще.

Сейчас под командой братьев собралось 11 бронированных монстров, в том числе 4 боевые машины пехоты, тоже, разумеется, из арсенала Советской Армии. От желающих буквально отбоя нет, приезжают целыми семьями и за рычаги садятся даже бабушки и дедушки, разумеется, те, у кого еще хватает сил управиться с этим не самым легким делом. Получасовая поездка на бронированном гиганте обходится в 126 евро, если, конечно, не заказывать ее через туристические агентства, которые возьмут свой процент.

«Нет, – говорит Аксель Хайзе, – это никакая не «остальгия» – тоска по временам ГДР. Это просто бизнес, с помощью которого мы зарабатываем себе на жизнь».

И бизнес, кстати, не самый легкий. Каждая машина съедает 4 литра дизтоплива на пройденный километр, а на колонку заправиться не заедешь. Запчасти тоже в ближайшем автосервисе не продаются. Так что забот у братьев выше головы. Не говоря уж о том, что выходной всего один – воскресенье. И то по настоянию жен. А так бы они и этот день проводили в компании со своими железками.

Местные жители не протестуют против бизнеса братьев не только потому, что танки у них «нестрашные». Они, между прочим, и вреда сельхозугодьям почти не наносят: давление танковых гусениц на грунт меньше, чем у колес грузового автомобиля. И прокатиться на могучей машине с ветерком – одно удовольствие. При этом популярное напутствие на танкодроме братьев Хайзе такое: «Когда будешь подъезжать к Польше, не забудь развернуться».

Андрей ГОРЮХИН

№8-9(14), 2007