Великая упаковочная революция


Свершилась с изобретением фольги – тонкой металлической пленки

Вы считаете, что это безмерное преувеличение? А теперь попробуйте представить себе, что исчезли все продукты и изделия, для сохранения или продажи которых необходима тонкая алюминиевая пленка. Пропали шоколад и конфеты, сливочное масло и маргарин, чай и кофе, бульонные кубики и лекарственные таблетки… Продолжать?

Швейцарский инженер Роберт Виктор Неер впервые сумел прокатать фольгу ровно сто лет назад – в 1910 году. Правда, была она сделана не из алюминия, как сейчас происходит в большинстве случаев, а из серебра. В те далекие годы она была не та, что нынче, а лишь чуть толще человеческого волоса. Но уже могла исправно выполнять свои обязанности – служить в качестве воздухо- и светонепроницаемой упаковки, помогающей сохранить продукты в свежем и неповрежденном виде. Первым клиентом Неера стала бернская фирма «Тоблер», до сих пор исправно заворачивающая свои треугольные шоколадные плитки в алюминиевую фольгу.

По сей день три четверти объема производства фольги идет на упаковку и, разумеется, на бытовые цели. Однако применяется она и во многих других отраслях – от автомобилестроения до строительства и дизайна. В годы Второй мировой войны пришлось фольге встать под ружье: промышленность рейха изготавливала из неё специальные полоски, которые разбрасывали с самолетов, чтобы сбить с толку британские радары.

Сейчас алюминиевую фольгу на крупнейшем в мире производстве, расположенном в нижнерейнском Гревенбройхе, прокатывают из огромных алюминиевых отливок – восьмиметровых брусьев весом в 24 тонны. Для любителей цифр: стоит такой «малыш» 70 тысяч евро. Прежде, чем получится готовая пленка, ему предстоит шесть раз пролезть через могучие валки, вытерпев в перерывах мощный нагрев.

Сейчас основная часть контроля за технологическим процессом и соблюдением необходимых параметров доверена компьютеру. Но и без человеческого догляда пока все же обойтись нельзя, недаром на предприятии занято 1800 человек.

Что такое работа в горячем цеху – объяснять бесполезно: тот, кто не пробовал, все равно не поймет. Это надо ощутить на собственной шкуре.

Фольга из Гревенбройха, помимо германского рынка, идет и на экспорт – в Африку, Азию, Южную Америку. Сейчас развозят ее по миру на всем, на чем придется – от автомобилей до самолетов. А в 20-е годы прошлого века она уезжала из Гревенбройха только железнодорожным транспортом. С предприятия до товарной станции продукцию тогда доставляли на повозках, запряженных осликами. Между прочим, суточный объем производства тогда составлял 150 тонн, всего вдвое меньше, чем сейчас.

Разумеется, до волшебной цифры в 6,3 микрометра (в девять раз тоньше человеческого волоса) в Гревенбройхе тогда прокатать фольгу не могли. Впрочем, и сейчас это удается далеко не всем. Например, китайцы, одни из основных конкурентов германских прокатчиков (правда, принадлежит производство ныне норвежскому концерну «Ношк гидро»), хотя и построили за последнее время множество подобных производств, пока на такие показатели качества выйти все же не могут.

Александр ВАРВАРИН

№12(50), 2010