Швейцария: а что, если…


Политические деятели Швейцарии вновь – в какой уже раз! – взвешивают «за» и «против» вступления их страны в Европейский Союз. Обсуждение вызвано, главным образом, некоторыми мерами по защите единого рынка, которые вынужден принимать Брюссель для противостояния финансово-экономическому кризису.

В Берне и Женеве, кстати, эти меры ЕС считают дискриминационными и ведущими к изоляции Альпийской республики, поскольку двусторонние отношения с «клубом двадцати семи» постепенно затрудняются. И, похоже, одновременно растет понимание неизбежности присоединения в пока неопределенном будущем к этому «клубу».

Впрочем, противники такого решения не устают напоминать о серьезных потерях, которые неизбежно понесет в этом случае благополучная Швейцария.

Прежде всего, ей придется вносить в бюджет ЕС гораздо больше средств, чем получать из его фондов, то есть, она станет донором этого объединения. Предстоит также распахнуть свой рынок труда, но безработица в Швейцарии уже сегодня достигает очень высокого для нее уровня в 5%. Неизбежно обострится проблема иммиграции, которая и без того держит в напряжении значительную часть общества и политиков, выступающих за ограничение допуска в страну даже квалифицированных специалистов из стран Западной Европы. Наконец, придется поступиться традиционным нейтралитетом во внешней политике и по требованию Брюсселя приоткрыть завесу над святая-святых – банковской тайной.

Словом, негативных последствий интеграции, на первый взгляд, значительно больше, чем позитивных. Однако постепенный дрейф Швейцарии в сторону ЕС все-таки происходит: достаточно вспомнить, что она уже вступила в шенгенскую зону, отменяющую внутренние границы, и что Альпийскую республику связывают с Брюсселем около 120 различных договоров и соглашений.