Хорватия и Исландия – следующие?


Несмотря на глобальный кризис и глобальные геополитические игры, связанные с ним, брюссельская машина Европейского Союза продолжает производить положенные документы. «Бизнес как обычно», – говорят американцы в таких случаях. «Война войной, а обед – по расписанию», – отвечают на российских широтах.

Вот и Европейская Комиссия опубликовала ежегодный доклад, в котором оценила состояние дел в тех или иных странах-кандидатах в свете перспективы их вступления в ЕС. Кого-то поругали, кого-то похвалили, но главный утешительный для авторов вывод сделал член Комиссии Олли Рен, ответственный за расширение: «В нынешние трудные времена экономического кризиса готовность к вступлению, продемонстрированная Албанией и Черногорией, свидетельствует о сохранении притягательной силы нашего Союза, нашей роли в продвижении стабильности, безопасности и процветания».

Что касается положения конкретных стран-претендентов, то картина складывается ясная. Хорватия и Исландия выходят на финишную прямую перед вступлением, хотя первая из них уже 4 года ведет переговоры с европейскими чиновниками и осуществила множество требуемых реформ, а вторая – далекая северная островная страна – еще даже официально не вышла на старт.

В докладе отмечается, что, если Хорватия «в срок будет соответствовать всем критериям, переговоры о ее приеме могут завершиться уже в будущем году». Это означает, что она может стать 28-м членом ЕС самое позднее в 2012 году. Технически картина выглядит так. По части из 35 тем («глав» на брюссельском жаргоне) переговоры идут, остальные уже закрыты. Урегулирование пограничного спора со Словенией сняло политические преграды. Чиновники Комиссии считают, что Хорватии надо предпринять усилия по увеличению независимости судебной системы, борьбе с организованной преступностью и коррупцией, обеспечению прав меньшинств.

Исландия, которая стала одной из первых жертв глобального кризиса, сравнительно недавно начала демонстрировать желание присоединиться к ЕС. Для нее, конечно же, переговоры о вступлении будут в значительной степени формальностью, поскольку большая часть ее законодательства сходна с тем, что действует в Союзе. Сложности могут возникнуть разве что при обсуждении отдельных конкретных тем, чувствительных для маленькой северной страны. К их числу может относиться рыболовство. Однако вполне вероятно, что Исландия и Хорватия будут готовы к вступлению практически одновременно, и тогда они действительно войдут в состав Союза вместе.

Более сложная проблема – перспективы Турции. Эта страна с огромным населением, территорией, иной культурой, выходящей границей к неспокойным регионам Ближнего Востока и Кавказа. Против ее приема в ЕС открыто высказывается ряд стран, включая таких тяжеловесов, как Германия и Франция. Четыре года переговоров не слишком приблизили страну к Союзу. Переговоры ведутся только по 11 темам, закрыты по одной, по нескольким вообще не могут начаться из-за возражений отдельных стран. Нерешенность кипрской проблемы (Республика Кипр, объединяющая только грекоязычную часть этого острова, является членом ЕС) осложняет дело.

Не случайно Европейская Комиссия, с одной стороны, отмечает прогресс, который сделала Турция на пути соответствия критериям ЕС, а, с другой, – за многое критикует власти этой страны. Критика связана с обеспечением свободы печати, прав национальных и религиозных меньшинств, женщин. Зато в экономической области особых проблем нет, похвалили Анкару и за первые конкретные шаги по нормализации отношений с Арменией. Словом, задача состоит в том, чтобы не оттолкнуть Турцию, но одновременно не слишком обнадежить. Ведь при сохранении принципиальных возражений Берлина и Парижа очевидно, что Турцию никогда не примут в ЕС, какие бы усилия она не прилагала.

Зато может радоваться Македония. Эта беднейшая бывшая югославская республика, попросившаяся в ЕС в 2005 году, признана годной к строевой. Комиссия рекомендовала начать с ней официальные переговоры о вступлении. Видимо, главной политической проблемой там станет выработка компромисса с соседней Грецией относительно названия этой страны. Греки считают, что название Македония принадлежит к их культурно-историческому наследию, и считает, что эта небольшая республика должна иметь другое имя. Уже 18 лет эту проблему решить не удается, но ради вступления в ЕС, можно полагать, македонские власти пойдут на уступки.

Остальные потенциальные претенденты пока далеки от того, чтобы серьезно говорить об их приеме в Союз. Остальные – это Албания, Босния и Герцеговина, Сербия.

Светлана ФИРСОВА