Главная > Дневник событий > РАСШИРЕНИЕ ЕС > Опять турецкий вопрос

Опять турецкий вопрос

image_pdfimage_print
Вольно или невольно вопрос о том, следует ли принимать Турцию в Европейский Союз, в принципе остается одним из самых важных для «двадцати семи»: речь идет о будущем этого объединения.

В этом плане особое значение имеют позиции Германии и Франции – двух крупнейших официальных оппозиционеров расширения Союза за счет этой большой евроазиатской страны.

На берегах Шпрее в последнее время произошло некоторое смещение акцентов. Христианские демократы канцлера Ангелы Меркель смягчили антитурецкую риторику. Особенно это было заметно в ходе кампании перед выборами в Европейский Парламент, которую ХДС начал с использованием тематики негативных последствий расширения ЕС и возражений против приема в него Турции. Затем это полностью ушло. Почему?

Выборы в Европейский Парламент, как оказалось, не в счет. Главное – парламентские выборы в самой Германии в сентябре, где христианские демократы и их основные соперники социал-демократы (в настоящее время они вынужденно управляют страной вместе в рамках большой коалиции) идут, как говорится, ноздря в ноздрю. Каждый голос осенью будет на счету, включая почти 700 тысяч германских избирателей турецкого происхождения.

Газета «Интернэшнл геральд трибюн» приводит данные опроса населения, согласно которым 55% германских турок собираются голосовать за социал-демократов, еще 23% – за «зеленых» и лишь 10% – за консерваторов из ХДС. При этом идеологически и политически эти люди ближе сторонникам партии канцлера, однако, их отпугивает ее курс на то, чтобы не пускать Турцию в ЕС. Таким образом, погоня за голосами этой части электората ФРГ побудила А.Меркель и ее сторонников умерить критику такой перспективы расширения ЕС. Надолго ли? Только до парламентских выборов?

Во Франции все обстоит проще. Там 65% опрошенных французов не хотят видеть в Союзе 80-миллионную мусульманскую Турцию.

Противники, если верить публичным заявлениям, придерживаются этой точки зрения по экономическим и политическим причинам, а не по религиозно-культурным. В частности, в случае экономических неурядиц ЕС не сможет вытянуть такую крупную страну, как он делает это сейчас по отношению к некоторым восточноевропейским странам, и не только. Иными словами, Союз просто не сможет переварить и интегрировать Турцию. Кроме того, политически прием Турции отодвигает границы ЕС, делая теоретически допустимым прием Израиля (с палестинскими территориями?), Марокко, некоторых постсоветских стран. Это, как считают сторонники такой точки зрения, лишит ЕС всех его особенностей и окончательно размоет контуры его интересов.

Сторонники приема уверяют, что Турция в ЕС станет стратегической победой для Старого Cвета, поскольку даст дополнительное стратегическое пространство, не оттолкнет турецкое население от Европы, облегчит сложный диалог с мусульманским миром. С политической точки зрения, особых рисков нет, поскольку идея федеральной Европы, которая грела душу отцов-основателей нынешнего ЕС, окончательно похоронена. В такой конфигурации, представляющей собой союз национальных государств, Турции достойное место найдется.

Андрей СЕМИРЕНКО

№6(34), 2009