Главная > Дневник событий > ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ > Водопроводчика вызывали?

Водопроводчика вызывали?

image_pdfimage_print

Призрак бродит по Западной Европе – призрак “польского водопроводчика”. Это он так запугал французских обывателей на референдуме 2005 года по проекту общеевропейской конституции, что они проголосовали против этого документа, пустив его под откос. Кто же такой, этот грозный пролетарий труда?

С чьей-то не очень легкой руки, понятие “польский водопроводчик” стало именем нарицательным, типическим собирательным образом, символизирующим пришельцев из Восточной Европы, которые устремились, благодаря вступлению их стран в Европейский Союз и открытию границ, в богатые государства в поисках лучшей доли. При этом они якобы отнимают кусок хлеба у тамошних Гансов и Жаков…

Но так ли страшен этот “водопроводчик” для аборигенов, как о том твердят в некоторых столицах? На этот счет у жителей стран Союза пока нет однозначного ответа, но, тем временем, вопрос о свободном допуске или ограничении дешевой рабочей силы все глубже раскалывает не только общественность западноевропейских стран, но и сами эти государства.

Напомним: правительства 12 из 15 “старых” стран ЕС ввели двухлетний запрет на свободный въезд рабочих из государств-новобранцев Брюсселя. Это решение начало действовать 1 мая 2004 года, и подлежит рассмотрению каждые два года.

Вслед за крупнейшим расширением Европейского Союза – тогда в него влились сразу 10 стран – власти Великобритании, Ирландии и Швеции объявили о предоставлении права восточноевропейским рабочим трудиться на их территории в соответствии с местным законодательством. Поддержку правительствам этих трех государств оказывает исполнительный орган ЕС – Европейская Комиссия.

Несмотря на лоббизм Брюсселя, большинство “старых” стран Союза, прежде всего, Австрия, Германия и Франция, настаивают на ограничении для иммигрантов из Восточной Европы возможности пополнять их рынки рабочей силы. Власти этих стран считают необходимым сохранить соответствующие ограничения до 2011 года, хотя и согласны периодически пересматривать целесообразность и масштабы этих лимитов. А брюссельские чиновники пока тщетно пытаются убедить эти страны в преимуществах открытия для “лимитчиков” собственных рынков труда…

Конечно, приезжая рабочая сила неприхотлива и привыкла довольствоваться малым, поэтому она теснит местных избалованных коллег. Тем более что по уровню профессионализма пресловутые водопроводчики, а также водители автобусов, строители, медицинские сестры и няни ничуть не уступают западноевропейским, но при этом согласны с гораздо меньшим вознаграждением за свой труд, и, кроме того, не претендуют на блага, которые обеспечивает аборигенам развитая местная система социальной защиты трудящихся.

Однако противники свободного допуска рабочих из новых стран ЕС указывают на то, что приток мигрантов значительно превышает предусмотренную ранее оценку.

Так, власти Великобритании ожидали приезда от 5 тысяч до 13 тысяч иностранцев ежегодно, но только в первый год после открытия границ прибыло примерно 175 тысяч восточных европейцев. При этом находящаяся на подъеме британская экономика, похоже, вполне способна “переварить” приток новой рабочей силы. А вот страны с высоким уровнем безработицы, такие, как Франция и Греция, очень неохотно открывают свои рынки труда даже партнерам по ЕС. В частности, Париж “щедро” выделил польским рабочим в первый после расширения ЕС год всего… 875 мест.

Игорь КОЛЧИН

№1, 2006

№1, 2006