Натовская доктрина будет обновлена


Но на этом пути немало трудностей

Встреча Североатлантического альянса на высшем уровне, проходившая в начале апреля по обе стороны Рейна – во Франции и Германии – была приурочена к 60-летию этого крупнейшего в мире военно-политического объединения, но совпала еще с одной датой. Ее вполне можно назвать незнаменитой, ибо это – 10-летие вооруженного нападения на Югославию, о чем громко напоминали натовцам во время их форума манифестанты из многих европейских стран…

Участники встречи признали необходимость кардинально обновить стратегическую концепцию альянса, поскольку до сих пор он руководствовался доктриной, одобренной в 1999 году, еще перед вооруженной интервенцией в Косово, чудовищными терактами в США и войной в Афганистане. А с тех пор многое в мире изменилось, в том числе, и взаимоотношения внутри НАТО после его расширения на восток. Более того, в прошлое ушел не только двухполярный, но уже и сменивший его однополярный мир в лице США. Североатлантический альянс явно теряет свою роль в таких сферах, как стратегический диалог между Европой и США, подходы к решению ядерной проблемы Ирана (этим занимаются 6 государств), обеспечение энергетической безопасности Европы (первую скрипку в этом играет Европейский Союз), а сотрудничество в борьбе с международным терроризмом идет, в основном, на двусторонней основе между отдельными странами.

Претерпевают глубокие изменения и глобальные вызовы. Сможет ли альянс противостоять им? Этот вопрос и стал основной темой дискуссий на саммите.

Однако, хотя никто не отрицал необходимость реформирования НАТО, спор разгорелся относительно масштабов преобразований: одни участники встречи настаивали чуть ли не на революционных преобразованиях и придании альянсу глобальной роли, тогда как другие требовали ограничиться косметическими мерами. Среди первых тон дискуссии задавали США и Франция, но между ними тотчас же проявились глубокие противоречия: если Вашингтон стремится вовлечь НАТО в урегулирование региональных кризисов и в миротворческие операции, которые сегодня в основном осуществляют «голубые каски» ООН, то Париж хотел бы придать альянсу большую эффективность, динамичность и гибкость, а также «европеизировать» его. Зато новый президент США Барак Обама сумел заручиться поддержкой союзников новой стратегии своей страны в Афганистане, куда будут направлены дополнительно 5 тысяч военнослужащих и полицейских из десяти стран. Это подтверждает, что роль военно-политического блока как региональной структуры безопасности в обозримом будущем сохранится, тем более, что Вашингтон намерен сосредоточить ее деятельность на предотвращении крупных конфликтов.

Пристальное внимание лидеры 26 натовских стран уделили также отношениям этого блока с Россией. Отметив необходимость их улучшения, участники встречи вместе с тем вновь высказались за вывод российских военных из Южной Осетии и за аннулирование Москвой признания независимости этой республики, а также Абхазии. Кроме того, в заключительном коммюнике участники встречи заявляют, что «двери альянса остаются открытыми» для новых членов, хотя на этот раз и не называют потенциальных партнеров, в отношении которых готовы проявить гостеприимство. Видимо, чтобы не раздражать Москву…

Неожиданно трудным оказалось назначение нового генерального секретаря НАТО, который вступит в должность 1 августа, когда истекут полномочия нынешнего руководителя – голландца Яапа де Хоопа Схеффера. Хотя кандидатура премьер-министра Дании Андерса Фога Расмуссена считалась самой проходной, она вызвала сильное сопротивление Турции, обвинявшей его в антимусульманской позиции, а также в том, что он – противник вступления этой страны в Европейский Союз. Значительную посредническую роль в проталкивании этой кандидатуры сыграл глава итальянского правительства Сильвио Берлускони, который провел длительную беседу по телефону со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. С президентом Турции Абдуллахом Гюлем встретился новый хозяин Белого дома Барак Обама, и проблема была, наконец, решена.

Важной целью юбилейного саммита Североатлантического альянса стала также попытка «вступить в новую эру добрых отношений внутри НАТО», и тем самым окончательно преодолеть разногласия между «старой» и «новой» Европами, которые были вызваны их противоположным подходом к войне Америки в Ираке. Участники встречи признали, что руководство бывшего президента Джорджа Буша-младшего и иракская война «подняли на новый уровень антипатию к США в континентальной Европе».

Форум ознаменовался официальным объявлением решения Франции возвратиться в интегрированную военную структуру НАТО, из которой бывший президент генерал Шарль де Голль вывел эту страну еще в 1966 году. Под предлогом необходимости «восстановить полный суверенитет над всей территорией Франции» он потребовал вывести штаб-квартиру альянса из Парижа и американские военные базы из страны. Возвращение Франции в военную структуру НАТО при нынешнем президенте Николя Саркози означает также отказ от стратегии его предшественника Жака Ширака, призывавшего Европу служить противовесом чрезмерному глобальному влиянию США, но имеет, скорее, символическое значение. Париж сохранит независимость в отношении собственных ядерных сил и самостоятельность в оборонной политике в целом.

Тем не менее, решение президента подвергается критике многими французскими политиками, некоторые из которых, в частности, лидер центристов Франсуа Байру, потребовали проведения во Франции референдума по этому вопросу.

Кстати, далеко не все в этой стране довольны тем, что из 26 участников НАТО только Франция, а также Великобритания, Греция и Болгария, отвечают требованию натовского руководства расходовать на оборону не менее 2% своего валового внутреннего продукта. Слабым утешением простым французам, особенно во время нынешнего экономического кризиса, служит пример Вашингтона, ежегодно выделяющего на нужды Пентагона около 4% своего гораздо более крупного ВВП.

Александр СОКОЛОВ