Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Встреча в верхах в Ницце: отношения между Россией и Европейским Союзом берут новый старт

Встреча в верхах в Ницце: отношения между Россией и Европейским Союзом берут новый старт

image_pdfimage_print
В соответствии с действующим Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве, встречи на высшем уровне Россия-ЕС проводятся дважды в год. Российская сторона считает, что слишком часто. Москва внесла предложение сократить их количество до одного раза. Государства-члены ЕС пока противятся. Саммит 13–14 ноября 2008 г. убеждает в том, что, может быть, они не так уж и не правы. Настолько большую отдачу дала подготовка к встрече Дмитрия Медведева с Николя Саркози и ее проведение. Так бы всегда!

По времени их общение во всех форматах было весьма непродолжительным. Его пришлось серьезно подсократить. Когда даты только планировались, никто не думал, что американский ипотечный рынок развалится, и вызванный этим «финансовый цунами» накроет все остальные страны. Трудно было даже предположить, что спираль экономического кризиса закрутится столь круто, и для спасения мировой системы придется срочно собирать лидеров «двадцатки» индустриально наиболее развитых и быстро растущих экономик.

Президентам России и Франции пришлось спешно улетать в Вашингтон. Но даже символического общения было достаточно, чтобы выйти на результаты, которые и в России, и в Европейском Союзе с надеждой ждали уже давно. Эти результаты говорят сами за себя. Вот только главные.

ЕС продемонстрировал реальную заинтересованность в развитии равноправного сотрудничества с Россией, способность и готовность оперативно и по существу решать накопившиеся проблемы. Со своей стороны, руководство Российской Федерации показало, насколько высок потенциал взаимодействия, насколько гибкими и далеко идущими могут быть позитивные инициативы российской стороны.

Еще один чрезвычайно весомый результат – подтверждение на практике того, что у России и ЕС могут и действительно имеются общие приоритеты высшего порядка, и они вполне способны на них работать. Конкретные свидетельства – переговоры по новому базовому соглашению возобновлены. Существенный шаг на пути к будущим переговорам о новой системе безопасности сделан (подробнее см. «Быть ли новой архитектуре безопасности в Европе?»).

Подходы к совместному противоборству углубляющемуся мировому экономическому кризису по отдельным принципиальным моментам согласованы.

Таким образом, в Ницце была сделана реальная заявка на более ровные, глубокие, равноправные и предсказуемые отношения. Конечно, одной заявки недостаточно. Предстоит большая тяжелая кропотливая работа. Факторов, которые ей будут мешать, много. Но важный шаг в нужном направлении сделан. Начало положено. Благоприятная атмосфера создана. Вектор движения вперед задан.

ЕС открывается с новой стороны

Повестку дня саммита осложняли несколько нерешенных проблем. Расхождение между Москвой и Брюсселем в оценке вооруженного конфликта, вызванного нападением Грузии на Южную Осетию. Принципиальные различия в определении того, в чем состоит территориальная целостность Грузии. Противоречие внутри ЕС и по поводу выполнения Россией шести пунктов договоренности Медведева-Саркози, и возможности возобновления переговоров по новому базовому соглашению. Груз очень большой. В былые времена он мог бы сделать возникшие препятствия непреодолимыми. В истории отношений между Россией и ЕС такое уже случалось неоднократно. И менее значимые претензии отбрасывали партнерство далеко назад.

В изменившихся условиях накопившиеся проблемы не помешали движению вперед. ЕС продемонстрировал, насколько решительно он действует, когда политическая воля к этому имеется. А политическая воля у Союза и, прежде всего, французского председательства, имелась. Париж не мог допустить, чтобы саммит закончился провалом. Париж не мог согласиться с тем, чтобы другие страны, отдельные государства-члены, подавляющее меньшинство диктовали ему и всем остальным, наиболее влиятельным державам линию поведения. Такое развитие событий, при котором эффективность председательства была бы поставлена под сомнение, а дивиденды от умелого посредничества в кризисе на Кавказе «похищены», его категорически не устраивало. Парижу требовался конкретный весомый результат – возобновление переговоров. Этот результат был получен. Он вылился в констатацию со стороны всех остальных государств-членов лидирующей роли Парижа в ЕС. Он стал весомым подтверждением его влияния.

Под руководством Франции Союз сумел воспользоваться удивительными гибкостями, которыми, как выяснилось, он располагает. Решение о том, что переговоры по новому базовому соглашению будут возобновлены только при выполнении Россией шести пунктов, приняла чрезвычайная сессия Европейского Совета. Первого сентября текущего года за него высказались главы государств и правительств «двадцати семи». Единогласное решение нашло закрепление в документе, имеющем статус Заключения председательства. Европейский Совет, собравшийся вновь накануне саммита, решение по возобновлению переговоров принять не захотел. Воспротивились лидеры Польши и Литвы. А на встрече Совета ЕС в формате министров иностранных дел 10 ноября выяснилось, что никакого единогласия не требуется.

Принятые ранее решения были квалифицированы как откладывающие на потом ведущиеся переговоры. То есть, переговоры никто не замораживал. Они не прерывались. Соответственно, не требовалось и единогласия в Совете ЕС. Европейская Комиссия фактически получала возможность возобновить, а еще лучше сказать, продолжить переговоры, начатые после саммита в Ханты-Мансийске.

Гибкость, проявленная Евросоюзом в стилистике «риал политик» понадобилась Парижу и Брюсселю в какой-то степени и для того, чтобы обойти подводные камни, связанные с неспособностью занять единую позицию по кавказскому кризису. Франция и большинство в ЕС исходили из того, что Кремль выполнил свои обязательства, зафиксированные в шести пунктах Медведева-Саркози. Литва и Польша, со своей стороны, настаивали на том, что условия, поставленные России для «размораживания» переговоров по новому базовому соглашению, выполнены не были. В результате получилось, что этот крайне чувствительный вопрос оказался обойденным. Преграды на пути переговоров были сняты. А расхождения в оценке ситуации между Россией и ЕС оказались перенесены в совершенно другую плоскость. Речь более не идет о выполнении условий. Суть противоречий в их новой форме – принципиально разные подходы сторон к трактовке того, что следует понимать под территориальной целостностью Грузии.

Как бы то ни было, гибкость, проявленная Европейским союзом, очень ярко высветила то, каким большим потенциалом принятия важных и насущных решений ЕС на самом деле располагает. Одновременно она стала весомым подтверждением того, насколько большое значение двусторонние отношения с Россией могут иметь для Брюсселя.

Встречные шаги Москвы

Российскую дипломатию политики и эксперты стран ЕС привыкли обвинять в двух, на деле, взаимоисключающих пороках. Очень часто Москву упрекают в неуступчивости, склонности говорить исключительно «нет», к игре с «нулевой суммой». Не менее часто ей инкриминируют декларативность делаемых заявлений, неспособность твердо отстаивать провозглашаемую политическую линию и свои национальные интересы. Очевидно, что приведенные характеристики отменяют одна другую. Либо государство говорит «нет», либо оно способно адаптировать свою позицию к меняющимся обстоятельствам. Делать одновременно и то и другое не под силу никакому эквилибристу. Готовясь к саммиту, Российская Федерация лишний раз опровергла все обвинения в неуступчивости и непоследовательности. Она также показала, что ее дипломатия может быть гибкой, подвижной и реалистичной.

В преддверии саммита Кремль пригасил «антизападную риторику». В большей или меньшей степени она ушла из официальных заявлений и средств массовой информации. Тон международного общения стал мягче. Возможностей для диалога, нахождения компромисса и создания более благоприятной атмосферы – несколько больше.

Россия протянула руку Европейскому Союзу. О ЕС повсеместно стали говорить как о ведущем партнере Российской Федерации. Зазвучали высказывания о том, что Союз – один из ведущих самостоятельных игроков на международной арене. Раньше такое трудно было услышать, почти невозможно. В благожелательном ключе пошли разговоры и о важности нового базового соглашения, и о принципиальном курсе Москвы на вступление в ВТО.

Членство России в ВТО многое значит для ЕС. В случае вступления для «двадцати семи» открываются перспективы построения общеконтинентальной зоны свободной торговли (ЗСТ). Это выгодно Союзу. Это – стержень его переговорной позиции. На ЗСТ Брюссель сделает ставку и в будущем. Поэтому возвращение российского руководства к осуществлению стратегического курса на вступление в ВТО было оценено Брюсселем, Парижем и всеми остальными столицами по достоинству. Причем все убедились, что Москва готова не только обещать, но и действовать. Один из крупнейших раздражителей в отношениях между Россией и ЕС, состоящий во введении запретительных пошлин на экспорт необработанной древесины из России, был снят.

Москва предложила сотрудничество и Вашингтону. Твердо и определенно было сказано, что с новой американской администрацией дела могут и должны вестись по-новому. Москва в этом отношении возлагает на избранного молодого и динамичного президента США большие надежды. Озвученным ранее ответным мерам на решение Вашингтона о создании третьего позиционного района глобальной системы ПРО было придано сослагательное наклонение. Российская сторона уточнила, что пойдет на размещение ракет «Искандер» в Калининградской области только в том случае, если будет к этому вынуждена. В дальнейшем возможность ответных мер была дополнительно релятивизирована. Более тонкая и медиатически более выигрышная позиция Москвы по военно-стратегическим вопросам также была воспринята в ЕС весьма благосклонно.

Ни Россия, ни ЕС не собираются и не намерены «дружить» против США. В ЕС даже мысль об этом воспринимается как заведомо абсурдная. С учетом этого демонстрация доброй воли в отношении Вашингтона автоматически воспринимается и как шаг навстречу Брюсселю. Тем более что идея «нулевого варианта» хорошо знакома европейцам. Она уже была здесь опробована на практике. Предложения же России об объединении усилий основных ядерных держав для создания общего ядерного зонтика, если они будут подкреплены конкретными договоренностями, вообще для Европы, ЕС и всего евро-атлантического пространства чрезвычайно перспективны.

По целому ряду направлений Российская Федерация сыграла в отношениях с ЕС на то, что сближает, а не то, что разъединяет. Российская дипломатия сумела показать, как много у Москвы и Брюсселя точек соприкосновения. Она продемонстрировала, насколько велик потенциал партнерства, который сторонами почти не используется. И даже более того, ей удалось наметить конкретные пути использования указанного потенциала. Убедительное свидетельство – сходство в подходах к решению проблем, порожденных мировым экономическим кризисом. Незадолго до саммита Москва, Париж и Брюссель подготовили во многом перекликающиеся и взаимно поддерживающие инициативы, касающиеся преодоления его последствий. Ницца координацию подходов подтвердила и усилила.

Характерно, что, проявляя гибкость, Москва оставалась на твердом фундаменте прагматического подхода. Своими стратегическими интересами она ни в чем не поступилась.

Размещение ракет Москве откровенно не нужно. Подобный тактический шаг рассматривается ею как сугубо ответная и недостаточная мера. Прибегать к ней Москве очень бы не хотелось.

Вступление в ВТО выгодно российской экономике. Возвращаясь к проведению прежнего политического курса, она лишь подтверждает заявленные ранее стратегические приоритеты.

И в единстве действий по купированию негативных последствий экономического кризиса Россия крайне заинтересована.

Особый шарм возникшей ситуации заключается в следующем. Критические высказывания в адрес друг друга, шаги, ущемляющие интересы друг друга, жесткий курс в отношении друг друга фактически бьют по интересам России и ЕС. Они ухудшают их международные позиции. Они подрывают их конкурентоспособность. Это очевидная истина. Она известна всем – специалистам и неспециалистам. Но потребовались чрезвычайные обстоятельства для того, чтобы Москва и Брюссель наконец-то стали действовать реалистично, прагматично и взаимовыгодно. Проявленная ими политическая воля сейчас, в условиях трудностей, переживаемых сторонами, совпала с объективной действительностью.

И еще, следует отметить, что российское руководство и российская дипломатия ни в чем не поступились своим достоинством. Отстаиваемая ими позиция по Абхазии и Южной Осетии ничуть не изменилась. Но Россия и ЕС лишь констатировали наличие проблемы. Острейшим разногласиям по этому сложному вопросу они не дали повлиять ни на атмосферу саммита, ни на его результаты.

Россия и ЕС нужны друг другу

На отношения между Россией и ЕС можно смотреть по-разному. Через призму недоверия и предвзятости видится одно. С позиций единства исторической судьбы – несколько иное. Если ограничиваться только одной стороной медали, российская экономика будет действительно казаться неизмеримо более слабой, нежели экономика ЕС. Она менее технологична. Нуждается в диверсификации. Инфраструктура страны задержалась в ХХ-ом, а местами и в ХIХ-ом веке. В отдельных областях Россия и ЕС выступают вовсе даже не партнерами. Они ожесточенно конкурируют между собой. Стратегическое видение многих вопросов и внутренней, и международной повестки у них весьма отличается. Но все это в том случае, если делать ставку на то, что разделяет, а не на то, что сближает.

При подготовке к саммиту, на самой встрече и в ходе дальнейших шагов стороны убедительно показали, что есть и другая сторона медали. Взаимодополняемость – не пустой звук. Она проявляется отнюдь не только в энергетике. Стороны много могут дать друг другу и в высокотехнологичных секторах экономики. Будь то машиностроение, транспорт, космос, электроника. Ведь сопоставление больших цифр – всегда лукавство. В одних секторах экономики ситуация может быть одной, в других – совершенно иной. К тому же не всегда понятно, насколько корректно сравнивать экономику РФ с совокупным весом 27 государств. Может быть, правильнее все же сравнивать экономику России с хозяйственными комплексами отдельных наиболее влиятельных членов интеграционного объединения.

Но взаимодополняемость – лишь один из штрихов. После дефолта 1998 года экономика России очень поднялась. Были накоплены солидные валютно-финансовые резервы. Существенно повысился жизненный уровень. Важным двигателем развития экономики стал внутренний спрос. Внутренний рынок России сделался намного более емким, а, соответственно, и привлекательным для ЕС, его государств-членов, европейского бизнеса. По широкой номенклатуре товаров он стал для отдельных членов Союза более важным и перспективным, чем даже свой собственный. Это касается рынка автомобилей, сотовой связи, телекоммуникаций, продовольственных товаров и т.д.

Большое значение приобрел взаимный поток инвестиций. Для ЕС он столь же выгоден, как и для России. Инвестиции создают ткань экономического сотрудничества. Они служат стимулом развития национальной экономики. Они идут туда, где выгодно. И, скажем, порядка шести тысяч германских фирм, работающих в Российской Федерации и имеющих интересы в нашей стране, – это уже нечто большее, нежели взаимодополняемость. Это элементы взаимозависимости, понимаемой в положительном смысле слова.

Взаимозависимость особенно велика в сфере энергетики. Но энергетика не ограничивается поставками нефти и газа. Внедрение в России энергосберегающих технологий высвободит колоссальный поток энергоресурсов, который может быть использован во благо обеих сторон. Сотрудничество в энергосбережении прокладывает путь к сближению стратегий экономического развития России и ЕС. Оно способствует осознанию того, что стороны нуждаются в устойчивом развитии, а не механическом экономическом росте. Одновременно это и шаг к формированию общей позиции в том, что касается противодействия изменению климата.

Акцент на выгодах сотрудничества естествен в условиях кризиса. Он произрастает из понимания и осознания общей опасности. Вместе с тем, если бы удалось закрепить это понимание, придать ему превалирующее значение, то и в посткризисный период отношения между Россией и ЕС могли бы развиваться по восходящей.

Общие ценности

На протяжении всех последних лет любимым занятием экспертов и постоянных участников самых разных международных конференций, встреч и обсуждений оставались дискуссии по поводу разрыва ценностей между Россией и ЕС. Мол, Россия не выполняет взятые на себя международные обязательства. В ней устанавливается авторитарный режим. Она все дальше и дальше отходит от демократии. Список подобных шаблонов можно было бы продолжить. С их озвучиванием неизменно выступала одна и та же группа диспутантов.

Другая резонно заявляла, что общество не может жить по одному единственному шаблону. Важен учет специфических условий. Необходимо принимать во внимание этапность экономического развития. Надо отрешаться от идиллических оценок прошлого, точно так же, как и выборочной сверхтребовательности. Тем более что суждения и оценки не могут исходить только из одного центра. Они не должны использоваться в качестве орудия давления, диктата и, тем более, инструмента получения односторонних выгод и преимуществ.

К тому же круг ценностей, о которых важно и нужно говорить, намного шире. Нельзя забывать о межкультурном диалоге, толерантности, защите национальных и языковых меньшинств. Недопустимо пренебрегать ценностями морали и нравственности. Важно помнить о том, что семья была и остается стержнем общества. Размыв, разрушение современной семьи означают его постепенную, неотвратимую деградацию. Надо заботиться о социально отверженных, о доступе к образованию, здравоохранению и т.д. Следует бороться с вседозволенностью, культом потребления, индивидуальным и национальным эгоизмом и пр. Ценности – это и любовь к своей стране, и вера в будущее, и духовность. Ценности образуют некоторую мировоззренческую цельность. Выдергивать их из общего контекста было бы неправильно. Разговор следует вести о системе ценностей, а не только о тех, которые удобны или предпочтительны одной из сторон.

Саммит в Ницце неожиданно высветил то, что у России и ЕС есть некоторые ценности высшего порядка, которых они должны придерживаться и о которых обязаны заботиться. В их числе недопущение развала мировой и национальных экономик, предотвращение краха системообразующих финансовых институтов, предотвращение массовой безработицы, возможных беспорядков и кровопролития. Сюда же можно добавить усиление начал государственного и международного регулирования, наведение порядка в корпоративном управлении, внедрение принципиально новой ответственности бизнеса, акционеров и менеджеров за их деятельность. Работа на общие ценности высшего порядка должна объединять. Она залог того, что и по всем другим ценностным ориентирам сближение позиций вполне возможно. Главное – добросовестность, взаимопонимание, равноправие, готовность уважать партнера и учитывать интересы друг друга.

Если Россия и ЕС в таком режиме будут работать бок о бок в поисках выхода из кризиса, будут объединять и координировать свои усилия, они заложат солидный фундамент для дальнейшего сближения и реального стратегического партнерства. Саммит в Ницце показал, что это возможно.

Осязаемые результаты

Саммит в Ницце дал старт возобновлению переговоров о новом базовом соглашении между Россией и ЕС. Фактически обе стороны признали, насколько они в нем заинтересованы. Пробуксовка с переговорами на протяжении нескольких лет сильно отравляла двусторонние отношения. Какие бы то ни было сомнения в отношении того, что России и ЕС нужен новый обязывающий документ, теперь оставлены. Обе стороны исходят из необходимости модернизации правовой базы взаимодействия. Они согласны с тем, что, если делать ставку на особые отношения, без солидного мощного двустороннего договора не обойтись.

Россия и Евросоюз значительно продвинулись в поисках переговорной площадки для обсуждения вопросов укрепления стабильности и безопасности в евро-атлантическом регионе. Российская Федерация считает, что существующие структуры безопасности неэффективны. Они не смогли предотвратить кризис на Кавказе. Они не оправдали себя. Более того, с их помощью обеспечить всеобщую и всеобъемлющую безопасность не получается. Нужны такие договоренности, которые связывали бы одновременно и государства, и межгосударственные образования, и военно-политические альянсы. Речь должна идти о юридическом и институциональном закреплении принципа, согласно которому индивидуальная безопасность не может и не должна достигаться за счет других. Пусть пока этой точки зрения придерживается только Россия. Но на саммите в Ницце председательство в ЕС выступило с конкретными организационными предложениями о том, где, как и когда инициативы Москвы могли бы обсуждаться. Предложенный формат – саммит ОБСЕ. Он не во всем устраивает Москву. Для достижения позитивных результатов требуется механизм, который был бы шире ОБСЕ и стоял над ОБСЕ. Но это – реальный перевод общих разговоров об укреплении безопасности на континенте в практическую плоскость.

Из Ниццы президенты России, Франции и руководство ЕС отбыли на встречу лидеров «двадцатки» наиболее развитых и быстро развивающихся экономик мира в Вашингтоне с во многом близкими и сочетающимися идеями о том, как выводить мировую экономику из кризиса. Ницца продемонстрировала, что существующий финансовый порядок не устраивает ни Россию, ни ЕС. Это первый шаг на пути к тому, чтобы строить новый финансовый и экономический порядок сообща.

Таким образом, саммит в Ницце послужил прологом к формированию новой политической культуры в отношениях между Россией и ЕС. Культуры, основанной на взаимном доверии, уважении и понимании совместных интересов. Он создал то, что, вероятно, дороже всего, – атмосферу, благоприятствующую партнерству и сотрудничеству.

Взгляд в будущее

Эту атмосферу, скорее всего, России и ЕС сохранить не удастся. Для ее возникновения потребовались уникальные обстоятельства. Франция оставляет председательство в ЕС. Оно переходит к Чехии, а затем к Швеции. Особого энтузиазма по поводу улучшения отношений с Россией лидеры этих стран последнее время не демонстрировали. Из соответствующих столиц даже раздавались призывы «наказать» Москву или запустить второе издание «политики сдерживания». Намерение НАТО включить в свой состав в обозримом будущем Грузию и Украину никто не отменял. Взрывоопасного материала в отношениях между Россией и ЕС предостаточно.

Переговоры между Россией и ЕС по новому базовому соглашению будут идти очень тяжело. Пока сторонам оно видится совершенно по-разному. И Москва, и Брюссель настраиваются на затяжные обсуждения. А нужно еще учитывать, что ратификацию договора ждет нелегкая судьба. На нее уйдет как минимум несколько лет. И это после сложных продолжительных переговоров.

Никто не может предсказать, какими государства и их объединения выйдут из мирового финансового и экономического кризиса. Неизвестных параметров очень много. Риски чрезвычайно велики.

И, тем не менее, хотелось бы надеяться, что импульс, который Россия и Франция дали отношениям между Россией и ЕС, не сойдет на нет. Он будет подталкивать эти отношения вперед. Ведь Россия и ЕС убедились в том, что они нужны друг другу. Лидеры России и ЕС доказали, что они умеют эффективно сотрудничать. У России и ЕС появилась надежда, что стратегическое партнерство и общие пространства могут состояться.

© Марк ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

Ницца – Москва

№11(27), 2008

№11(27), 2008