Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Быть ли перестройке капитализма

Быть ли перестройке капитализма

image_pdfimage_print
Антикризисный саммит Европейского союза 15-16 октября в Брюсселе (см. также «Борьба с изменением климата подождет до декабря») сместил акцент в подходе к обвалу фондовых рынков, краху ипотеки, обескровливанию банков, снижению спроса и прочим признакам надвигающейся глобальной рецессии. Чуть ли не впервые главные действующие лица единой Европы призвали спасать не только морально обанкротившиеся финансовые учреждения, но и реальный сектор экономики.

Президент председательствующей в это полугодие в ЕС Франции Николя Саркози позволил себе замахнуться на святая святых, объявив, что настал момент пересмотреть отношение не только к мировой финансовой системе, но и откорректировать фундаментальные принципы рыночного капитализма. По словам главы французского государства, «нужна международная координация усилий для противодействия не только финансовому, но и экономическому кризису».

И все же проблемные банки будут вытаскивать из трясины – с помощью предоставления государственных гарантий по межбанковским кредитам и рекапитализации, что означает частичную национализацию утративших устойчивость ключевых финансово-кредитных учреждений. Причем саммит ЕС постановил образовать новый надзирающий и регулирующий экономику орган, который будет контролировать финансовый сектор. Своих полномочных представителей в эту структуру делегируют Европейская Комиссия, Европейский центральный банк и Еврогруппа, объединяющая министров финансов зоны евро.

Возможно, этот первый шаг к тому, к чему призывает Н.Саркози – разработать полноформатную программу «капитального ремонта» мировых финансов, что должно стать, по его выражению, «новым Бреттон-Вудсом».

Стоит напомнить, что в предпоследний год Второй мировой войны крупнейшие державы с рыночной экономикой, ведомые Соединенными Штатами, в местечке Бреттон-Вудс договорились о том, чтобы зафиксировать валютные курсы (тогда за один американский доллар давали 5 французских франков, а за два – фунт стерлингов), причем доллар США становился главной резервной валютой в мире. Бреттон-Вудская система отмерла в 1971 году, когда появился «плавающий курс», но ее отпрыски – Международный валютный фонд и Всемирный банк – все еще пытаются выполнять функцию координаторов глобальных финансовых потоков.

Единая Европа в условиях нынешнего кризиса ликвидности даже не пытается апеллировать к этим двум структурам, рассчитывая на собственные силы. Под разработанную в ЕС программу стабилизации будет выделено почти 2 триллиона евро. Помимо этого, Банк Англии и Национальный банк Швейцарии предоставили европейским коллегам около 250 миллиардов долларов в виде краткосрочных кредитов, чтобы не допустить появления чисто долларового дефицита в банковской системе.

Тем не менее, в условиях глобализации ЕС считает необходимым привлечь к лечению общей для всех болезни ключевых игроков, а для этого провести саммит в формате расширенной «группы восьми» с привлечением таких стран, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР. Причем, Н.Саркози с плохо скрываемой ехидцей предложил провести встречу в верхах в Нью-Йорке, то есть там, «где все началось».

Попутно в Брюсселе рассуждали на разные, как водится, лады, что делать с Россией. Французский президент настаивал на приобщении большого соседа ЕС к реформированию мировой финансовой системы, в частности, к решению проблем энергетической безопасности. Н.Саркози высказался ясно: «Я выступаю за такую дискуссию, за такой диалог – откровенный, но одновременно дружественный».

Схожую позицию заняла Германия – в правительстве Ангелы Меркель считают, что Москва к моменту проведения саммита ЕС выполнила все пункты мирного плана Медведева-Саркози относительно ситуации на Кавказе, а потому ничто больше не мешает началу переговорного марафона. Такую прагматическую позицию поддержал глава Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу, подчеркнувший, что диалог с Россией отвечает интересам всей Европы.

Многое должно будет решиться на намеченном на 14 ноября в Ницце саммите ЕС-Россия, где ожидается разблокирование процесса переговоров по новому соглашению о партнерстве.

Владимир МИХЕЕВ

№10(26), 2008

№10(26), 2008