Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > А подать сюда 20 миллиардов!

А подать сюда 20 миллиардов!

image_pdfimage_print
Волна скандала вокруг Бернарда Медоффа докатилась до Австрии и имеет все шансы дорого обойтись нескольким её финансовым институтам. Венский «Банк Медичи», глава которого Соня Кон играла одну из ключевых ролей в операциях, проворачивавшихся человеком, вежливо называемым ныне «финансовым жонглером», весьма крупно пролетел. Просто-таки до смерти. Но зато в хорошей компании – вместе с «Банком Аустрия» и его материнским предприятием «УниКредит», правда, оставшимися в живых.

Теперь американский адвокат Ирвинг Пикард, представляющий интересы пострадавших, подал в нью-йоркский суд иск на сумму в 19,6 миллиарда долларов – или, если это кому-то больше нравится, в 14,8 миллиарда евро – против госпожи Кон и трех упомянутых банков.

Таким образом, установлен своеобразный рекорд: столь крупного иска в рамках аферы Медоффа за все два года разных разбирательств еще никто не подавал. Вообще, если уж быть точным, то к ответу хотят притянуть свыше полусотни человек, среди которых шесть сотрудников Сони Кон. Что и немудрено, поскольку эта дама 23 года теснейшим образом сотрудничала с Медоффом, а в «Банке Медичи» была крупнейшим владельцем. Для неё Ирвинг Пикард не пожалел самых громких слов и уничтожающих эпитетов: «В Соне Кон Медофф нашел преступную родственную душу, чья алчность и криминальная изобретательность были равноценны его собственным».

По мнению адвоката, 9,1 миллиарда долларов из денег, украденных Медоффом, через немыслимый лабиринт фондов и банков Австрии, Италии и Гибралтара прокрутили именно Соня Кон и её сотрудники. Американские банковские эксперты считают группу обвиняемых, сложившуюся вокруг госпожи Кон, одной из важнейших опор, созданной Медоффом финансовой пирамиды.

Вообще запросы адвоката скромными никак не назовешь. Кроме того, что уже упомянуто, Пикард – разумеется, в интересах своих клиентов! – хотел бы получить 9 миллиардов долларов с британского банка HSBC. Да к тому же еще 6,4 миллиарда он запросил с американского «Джи-Пи Морган Чейз». На этом внушительном фоне совсем уж скромно выглядит требование к швейцарскому UBS – какие-то 2,5 миллиарда долларов.

Понятное дело, ни один из банков не пришел в восторг от открывшихся перспектив. Пресс-секретарь «Банка Аустрия» Мартин Халама уже заявил, что этот финансовый институт будет «спешно протестовать» против выдвинутых обвинений. Его коллега из «УниКредит» сообщил, что правовое управление компании уже занялось рассмотрением вдвинутого иска и будет защищаться «самым решительным образом».

Надо сказать, что «Банк Аустрия» до сих пор всегда подчеркивал, что он не соучастник, а жертва медоффовских афер. Сотни вкладчиков, участвовавших при его посредстве в пирамидах «финансового жонглера», уже подали к банку иски и намереваются трясти его как грушу.

От лопнувшего «Банка Медичи» теперь осталась только Соня Кон, против которой сейчас ведутся дела по обвинению в мошенничестве и отмывании денег. Надо ли говорить, что она тоже выставляет себя в качестве доверчивой жертвы зловещего махинатора Медоффа, и это ей не возбраняется до тех пор, пока суд не примет иного решения на её счет.

Напомним, что сам Бернард Медофф, отбывающий сейчас по-американски бессмысленное наказание в 150 лет заключения, все время подчеркивает, что действовал в одиночку, на свой страх и риск. Но это самоотверженное стремление все взять на себя не уберегло от исков, поданных Пикардом, семерых его бывших сотрудников и одного внешнего консультанта.

Пока из всех улетучившихся с помощью Мэдоффа денег взыскать удалось только 2,5 миллиарда, включив в них и его личное состояние. Это мало сопоставимо с предъявленными ему общими требованиями о возмещении убытков: они складываются в 51 миллиард долларов. Человеку, далекому от мира финансов, никогда не понять, на что же рассчитывают истцы: неужели Мэдоффу под силу реально вернуть такую сумму, просиди он в тюрьме хоть полторы тысячи лет? А ведь в суде во всем мире уже отметились 16 тысяч человек, считающих себя жертвами махинатора.

В одной только Австрии, кроме известных людей из мира спорта, искусства, политики и бизнеса, он успешно нагрел целую общину Хартберг из Штирии и каринтийский «Туристический холдинг».

В общем, расчет Пикарда, скорее всего, строится на том, что попавшие под огонь его исков банки сочтут за благо прийти к соглашению с жертвами в досудебном порядке. Все понимают, что никаких миллиардов никто возвращать не будет, но тряхнуть мошной финансистам все же придется, иначе адвокаты их будут травить, как волки зайца.

К примеру, бравый Пикард уже оттягал 625 миллионов долларов у семьи американского бизнесмена Карла Шапиро. Этот человек считается одним из тех, кто хорошо погрел руки у мэдоффовского костерка, сумев загодя вытащить большую часть своих денег из пирамиды. Адвокат уверен, что таким образом Шапиро заработал больше миллиарда долларов. Теперь пришло время поделиться.

Швейцарский частный банк Ю-Би-Пи уже заявил, что готов компенсировать жертвам афер Мэдоффа 500 миллионов долларов. А ведь Пикард всего только постращал его тем, что обратится в суд. Струхнул и испанский «Банко Сантандер», уже переведший на такие же выплаты 235 миллионов евро.

Разумеется, происходит все это не потому, что Пикард всех взял на пушку. Например, к тому, чтобы нанести удар по австрийским банкам, он готовился не один месяц. Его люди провели в Вене многие недели и раздобыли у австрийских финансистов массу ценных документов. Надо полагать, они содержат немало таких деталей, о которых банкиры никак не захотят отчитываться прилюдно, тем более в суде. А значит, придется широко распахивать кошелек.

К тому же иск подан в США, а там в ходе процессов такого рода принято обнародовать куда больше деталей, чем в скрытной Австрии. Понятно, что СМИ всего мира постараются, чтобы обо всем узнало как можно больше людей. И репутациям солидных финансовых институтов придется сказать «прощай». Если и не навсегда, то очень надолго.

Андрей ГОРЮХИН

№12(50), 2010